Польская сторона в среду получила окончательный отчет по результатам расследования катастрофы самолета Ту-154, произошедшей 10 апреля 2010 года, сообщает официальный сайт Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Экипаж самолета Ту-154 решения об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете
Напомним, трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики Леха Качиньского и его супруги. Вместе с президентом в катастрофе погибли глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский и начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк.
Официальная передача документа прошла в здании Межгосударственного авиационного комитета. «В соответствии со Стандартом 6.4 Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, на основании положений которого, по решению Правительств Российской Федерации и Республики Польша, проводилось расследование, Окончательный отчет направлен Председателем Технической комиссии в адрес Уполномоченного представителя Республики Польша через Посольство Республики Польша в Российской Федерации», – говорится в сообщении ведомства.
Также сайт МАК сообщает, что в отчете учтены замечания польской стороны и документ передан в Государственную комиссию РФ. «В связи с завершением расследования катастрофы самолета Ту-154М бортовой номер 101 Республики Польша Окончательный отчет Технической комиссии МАК с Замечаниями Республики Польша как неотъемлемой части этого Отчета направлен в Государственную Комиссию Российской Федерации», – сообщается на сайте.
#{image=438972}Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в конце декабря аккредитованный при МАК представитель Польши Эдмунд Клих пригрозил, что Польша напишет собственный доклад по Смоленской авиакатастрофе, если Межгосударственный авиационный комитет (МАК) не включит в доклад переданные ранее замечания польской стороны.
После официальной передачи отчета уполномоченному представителю Польши через польское посольство в России в здании агентства «Интерфакс» прошла пресс-конференция, на которой председатель МАК Татьяна Анодина раскрыла подробности отчета. «В процессе расследования и до его завершения, чему нет примеров в мировой практике, польской стороне через уполномоченного представителя были переданы 60 томов документации, 370 наименований и более 20 тыс. страниц», – сообщила она.
Глава МАК заявила, что самолет Качиньского перед вылетом в Россию был полностью исправен. «Самолет перед вылетом из Варшавы был исправен, отказов самолета, двигателей и его систем в полете не было. Пожара, взрыва и разрушений самолета в воздухе до столкновения с препятствиями не было», – заверила эксперт.
Туман и ошибки
Больше всего журналистов волновали причины падения авиалайнера. Анодина рассказала, что непосредственной причиной стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром. «В ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, установленный минимум от органов управления воздушным движением Белоруссии и аэродрома «Смоленск Северный», а также экипажа польского самолета Як-40, который ранее произвел посадку на аэродроме «Смоленск», – объяснила Анодина. – Несмотря на это, экипаж самолета Ту-154 решения об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете», – заявила председатель МАК.
Однако роковому решению предшествовала цепь нарушений и неправильных шагов. Так, экипаж лайнера не получил перед вылетом точной информации о метеоусловиях в аэропорту посадки. А сами летчики не были вполне готовы к работе в экстремальной ситуации: «В организации выполнения особо важного полета имели место существенные недостатки в части формирования и подготовки экипажа, контроля готовности к полету и выбора запасных аэродромов. Вылет был произведен без наличия у экипажа фактической и прогнозируемой погоды в аэропорту назначения и актуализированной аэронавигационной информации», – указала Анодина.
Сложившиеся метеоусловия еще более снизили видимость на аэродроме. «Следует отметить, что при фактических метеоусловиях установить видимый контакт с установленной минимальной высотой 100 метров не представлялось возможным», – отметила Анодина.
Действия самого экипажа также сложно назвать грамотными. «Среди них (ошибок) – неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира воздушного судна, значительный перерыв в полетах в сложных метеоусловиях у командира корабля, а также его малый опыт в выполнении заходов на посадку по неточным системам», – посетовала Анодина.
А, как выяснили специалисты МАК, при заходе на глиссаду самолета Ту-154 на экране пилота отображалось ошибочное положение лайнера в пространстве. «Фактическая линия глиссады была нанесена на 3 градуса 10 минут вместо оптимальной 2 градуса 40 минут», – сообщили в комитете.
Из расшифровки переговоров следует, что пилоты могли не полностью понимать диспетчеров. В частности, руководитель полетов сообщил командиру судна: «Посадка – дополнительно». «Эта фраза означает, что посадка запрещена», – объяснил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов. Командир воздушного судна при получении такой фразы должен был сообщить, что берет ответственность на себя. «Но до пролета высоты 100 м никакого доклада диспетчеру не поступало», – подчеркнул председатель техкомиссии.
По указке
МАК в среду окончательно подтвердил, что на летчиков оказывалось давление. В момент посадки в кабине пилотов находились как минимум двое посторонних, один из них – главком ВВС. Он давал технические комментарии, в том числе касающиеся геометрии крыла самолета.
«По заключению технических экспертов и авиационных психологов, в том числе Польши, присутствие главнокомандующего Республики Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командира о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало», – сообщила Анодина.
«Безучастность главкома ВВС оказала влияние на решение командира судна продолжать заход. Он преодолел необходимый минимум высоты в 100 м без установления визуального контакта с наземными ориентирами», – полагают в МАК.
Более того, в крови главкома ВВС Польши, находившегося в кабине самолета Качиньского, судмедэксперты обнаружили алкоголь,что, по словам Анодиной, также можно считать косвенной причиной катастрофы. «По результатам судебно-медицинской экспертизы в крови главнокомандующего ВВС обнаружен этиловый алкоголь концентрации 0,6 промилле», – сказала Анодина. При этом в крови самих членов экипажа ни алкоголя, ни других запрещенных веществ обнаружено не было.
Ранее высказывалось предположение о том, что вторым человеком в кабине пилотов мог быть президент Качиньский. Однако в технической комиссии МАК заверили, что конкретных команд от главы государства о посадке самолета не поступало.
«Замечания не носят технического характера»
Председатель МАК заверила представителей СМИ, что расшифровкой переговоров пилотов польского Ту-154 занимались лично знавшие их польские эксперты. «Вскрытие речевых самописцев было произведено в присутствии польского военного прокурора. Самая трудоемкая работа технической комиссии по идентификации голосов проводилась именно польскими специалистами, лично знавшими членов экипажа», – сказала Анодина и отметила, что эксперты «находились в очень сложном морально-психологическом состоянии, слушали голоса своих погибших товарищей».
Анодина заверила, что польским экспертам были обеспечены все необходимые условия для работы в комитете во время расследования катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского. «Эксперты были незамедлительно допущены на место авиационного происшествия, им были обеспечены все необходимые условия для постоянной работы в МАКе в период всего расследования», – сказала Анодина.
По ее словам, экспертам была также предоставлена возможность знакомиться с необходимыми документами по делу, включая материалы ограниченного доступа.
Что же касается претензий Польши к докладу о причинах крушения, переданному российской стороной в конце прошлого года, председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов отметил, что «по существу замечания польской стороны не носят технического характера, а направлены на выяснение вины сторон, что не является компетенцией МАК», цитирует его ИТАР-ТАСС.
Но председатель техкомиссии отметил, что МАК все-таки внес в окончательный отчет около 25 уточнений согласно польским претензиям, например, об уточнении места происшествия и разлета обломков разбившегося Ту-154М. Также в отчет «внесен ряд разъяснений согласно польским замечаниям». Полный текст замечаний польской стороны к отчету МАК будет опубликован как неотъемлемая часть отчета.
Между тем Морозов обратил внимание на то, что подлинник замечаний польской стороны был представлен в МАК 17 декабря 2010 года на польском языке, а не на официальных языках МАК – английском или русском.