Председатель Мосгорсуда заявила о беспрецедентном давлении на судей со стороны криминального мира. «Я работаю в судебной системе практически 40 лет. Никогда такого не было: 13 судей обратились за защитой, одного убили», – приводит слова Ольги Егоровой «Интерфакс».
Пока никаких беспрецедентных давлений я не замечал, и коллеги, с которыми я общаюсь, ничего подобного не рассказывали
Она уточнила, что обратившиеся за защитой судьи рассматривают разные дела: о незаконном обороте наркотиков, грабежах, кражах, тяжких преступлениях. Егорова призналась, что даже ей пришлось столкнуться с подобным давлением: «В мой адрес впервые в жизни поступили угрозы», – пожаловалась она.
Егорова привела в пример убийство судьи Эдуарда Чувашова и посетовала, что ничего не знает о ходе расследования дела. Она направляла соответствующий запрос в СКП РФ: «Мне просто ответили, что идет следствие», – рассказала судья.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, судья Мосгорсуда Эдуард Чувашов был застрелен 12 апреля в центре Москвы, в подъезде дома № 24 в Стрельбищенском переулке, где проживал в служебной квартире. Следователи объявили в розыск неизвестного по приметам, которые зафиксировала камера видеонаблюдения.
Уголовное дело было возбуждено по двум статьям: о посягательстве на жизнь лица, осуществлявшего правосудие, и незаконном обороте оружия.
В качестве основной версии произошедшего рассматривается профессиональная деятельность судьи. В частности, он выносил приговор националистической группировке «Белые волки» и рассматривал дело генерал-майора ФСКН РФ Александра Бульбова, задержанного в октябре 2007 года.
На следующий день следователи объявили, что убийца основательно «наследил» на месте преступления, что дает им основания полагать, что выйти на след киллера удастся быстро. А президент России Дмитрий Медведев в обращении к председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой заверил, что власти приложат все усилия, чтобы найти и наказать убийц.
5 мая источник в силовых структурах сообщил, что правоохранительные органы отбросили все версии убийства Чувашов, кроме той, что связана с причастностью к преступлению экстремистских группировок.
Отметим, однако, что, несмотря на этот яркий пример, далеко не все коллеги Егоровой согласны с ее мнением. Большинство действующих судей, опрошенных газетой ВЗГЛЯД, отказались высказать свое мнение по этому вопросу, однако заслуженный юрист РСФСР, бывший судья Мосгорсуда Сергей Пашин по поводу слов председателя Мосгорсуда отметил, что «это скорее преувеличение: пока никаких беспрецедентных давлений я не замечал, и коллеги, с которыми я общаюсь, ничего подобного не рассказывали».
«Дело Эдуарда Чувашова ведь до конца не расследовано, соответственно, мотивы и причины убийства неизвестны, – подчеркнул он. – А что касается обращений судей (за защитой) – и в мое время обращались, им полагалось служебное оружие, хотя его не особенно-то хотели выдавать. И сейчас по закону оружие положено, только мало кто его берет. Но вот в Верховном суде взяли, например... Хотя это, в общем-то, не показатель, – заметил эксперт. – Просто быть защищаемым престижно, так повышается самооценка».
«Большая часть судей заняты делами совершенно рутинными, я уже не говорю про гражданские дела, поэтому все нынешние заявления кажутся мне некоторым преувеличением, такая небольшой долей пиара», – резюмировал Пашин. Отвечая на вопрос о том, чему могут служить подобные заявления, юрист отметил: «Речь о том, что судей надо особо активно защищать, ведется уже давно, на этом настаивает совет судей, к тому же скоро будет пересматриваться программа развития судебной системы, значит, опять-таки надо обосновать необходимость мощных финансовых вливаний, и это – одно из направлений».
Судья Конституционного суда в отставке, советник председателя КС Татьяна Морщакова в интервью газете ВЗГЛЯД также отметила, что особого давления именно со стороны криминала в последнее время не замечала: «Давление криминала – есть оно или нет – оно всегда не публично, поэтому судить сложно», – объяснил она. «Беспрецедентным» же Морщакова готова назвать давление со стороны совсем других структур. «Давление на суд в последнее время действительно усилилось, – признала эксперт. – Судьи заранее ориентированы на давление, они не решают по собственному убеждению».
Во вторник, отчитываясь о работе Мосгорсуда, Ольга Егорова также рассказала о том, что участие присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел повысило статистику оправдательных приговоров. «В районных судах за 2009 год было 4% оправдательных приговоров. За первую половину 2010 года – 2,1%. В Мосгорсуде, где участвуют присяжные, за первую половину 2010 года 20% оправдательных приговоров», – иллюстрировала она цифрами свое мнение, предупредив, что «оценивать работу суда по количеству оправдательных и обвинительных приговоров не следует». «Нужно оценивать по числу отмененных», – подчеркнула глава Мосгорсуда.