По данным ОСК, условия тендера будут объявлены до конца сентября. При Министерстве промышленности и торговли (Минпромторг) уже создана комиссия по подготовке тендера.
#{smallinfographicleft=396103}Под общим термином «вертолетоносец» на самом деле скрываются корабли сразу нескольких типов, в том числе противолодочные крейсеры и противолодочные авианосцы, основным вооружением которых являются винтокрылые машины. Сейчас таких кораблей практически не осталось, и под вертолетоносцем теперь понимают десантный корабль, на котором вертолеты выполняют роль основного высадочного средства амфибийных сил, или универсальный десантный корабль-док (УДКД), кроме вертолетов, оснащенный иными высадочными средствами, такими как десантные катера и малые десантные корабли. Как правило, эти корабли оснащены вместительными госпиталями и помещениями для работы командного состава. Именно такие боевые единицы интересуют российских военных.
#{weapon}Основная задача таких кораблей – высадка батальона морской пехоты вместе с техникой и тяжелым вооружением (БТР, БМП, танки), вторично – оказание авиационной поддержки амфибийным силам, для чего в состав авиационной группировки вводятся ударные вертолеты и/или штурмовики с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой, например типа Harrier GR.7 или перспективные F-35B. Впрочем, летательные аппараты с неподвижным крылом – это скорее принадлежность более тяжелых кораблей, тем не менее временное базирование самолетов на кораблях рассматриваемого класса не исключается.
Безусловно, альтернатива кораблям класса Mistral есть. Во-первых, это испанский УДКД класса Juan Carlos («Хуан Карлос»). При близких с «Мистралем» размерах и водоизмещении (230 метров против 199 метров и 72 тыс. тонн против 21,3 тыс. тонн соответственно) испанский корабль имеет заметно большую вместимость: 1200 солдат против 650, имеет усиленную полетную палубу и оборудован носовым трамплином типа Sky-jump (как российский авианосец «Адмирал Кузнецов»), что позволяет применять с него истребители AV-8B+ Matador (вариант «Харриера» для испанского флота). Последнее свойство для наших условий избыточно – самолетов такого класса в России больше нет и в ближайшее время не предвидится, а базирование 3–4 МиГ-29К потребует радикальной переделки проекта. Впрочем, взлетать с палубы МиГи вполне смогли бы – при условии посадки на береговой аэродром. Впрочем, отсутствие самолетов не помешало Австралийскому королевскому флоту заказать два корабля этого проекта за 2,5 млрд долларов, которые предполагается использовать при необходимости и как «чистые» авианосцы.
Испанский УДКД класса Juan Carlos («Хуан Карлос») (фото: wikipedia.org) |
По сведениям испанских СМИ, в 2009 году Россия обращалась к производителю корабля – компании Navantia – с просьбой о предоставлении технической документации на корабль, однако о каких-либо конкретных переговорах на предмет его приобретения неизвестно. Недостатком этого корабля конкретно для России является сложная комбинированная силовая установка, состоящая из газовых турбин и дизелей экономического хода, питающих через генератор два электрических азипода. Самое противное в том, что турбины созданы с использованием американских технологий, что исключает их поставку нашей стране. Переделка же проекта будет стоить немалых денег.
Другая альтернатива – дальневосточная, южнокорейские УДК типа Dokdo. При аналогичных с «Мистралем» размерах эти корабли несколько легче, чуть менее вместительны в плане десантируемой техники (примерно на 10 единиц против французского аналога) и несут на один вертолет меньше: 15 против 16 (впрочем, за единицу измерения принят американский UH-60 Black Hawk, довольно громоздкая машина). Однако и стоит такой корабль дешевле, и спроектирован по военным нормам живучести, в отличие от француза, который вообще называют «кораблем мирного времени». Кроме того, его силовая установка – дизели французской компании S.E.M.T. Pielstick.
Южнокорейский УДК типа Dokdo (фото: wikipedia.org) |
Именно этот проект, южнокорейский корабль Dokdo за 650 млн евро, особенно нравится ОСК. Лицензию на его производство ОСК хочет приобрести у концерна Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), с которым корпорация уже подписала соглашение о создании СП с судостроительным заводом «Звезда» на Дальнем Востоке. ОСК обещает построить его за 30 месяцев и 500–700 млн долларов.
Эти альтернативы наверняка рассматривались при принятии решения о закупке кораблей, однако понятно, что последнее слово в этом деле принадлежит политикам, а не военным. И, похоже, окончательное решение уже принято. Так, в конце июля президент Саркози не удержался и обрадовал французских судостроителей. В ходе посещения верфи Сент-Назер он сообщил, что Франция построит для России два вертолетоносца. После этого огорчить «друга Сарко» было бы просто невозможно.
Тем не менее Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обратилась в ФАС. Судостроителей интересовало, почему Минобороны проигнорировало российские верфи. «Отечественные судостроительные предприятия имеют большой опыт проектирования и строительства крупных десантных кораблей, сопоставимых по характеристикам с французским УДКД «Мистраль» и его аналогами», – говорилось в заявлении ОСК. Судостроители усмотрели в российско-французской сделке признаки нарушения законов «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов для госнужд» и «О защите конкуренции».
Собственно, смысл обращения в том, что согласно указанным законам конкурс является обязательной процедурой при госзакупках. И тендер, как положено по закону, будет проведен. Однако условия его будут составлены так, что шансы на победу кого-то из конкурентов окажутся равными нулю – их попросту спишут с документации «Мистраля».
Впрочем, подобный конкурс – вполне легитимный способ давления на партнеров с целью выбить себе те или иные преференции: снижение цены, передачу технологий или что-то еще. Так или иначе, приходится повторить избитую фразу: при всем богатстве выбора другой альтернативы нет.