В пятницу на судебном заседании по делу о захвате сухогруза Arctic Sea в августе прошлого года впервые было названо имя возможного заказчика. Прокурор, выступавший по делу одного из обвиняемых Дмитрия Савинса, сообщил в Мосгорсуде, что, согласно показаниям последнего, заказчиком и организатором является эстонский предприниматель и автор научных монографий о истории «Лесных братьев» Эрик Нейлис Кросс, передает РИА «Новости».
Я не знаю, чем это подтвердить, но заказчиком был бизнесмен Эрик Нейлис Кросс, живущий в Эстонии, бывший госчиновник
Савинс показал, что выступил организатором захвата сухогруза по заказу Кросса и в сотрудничестве с другим организатором - предпринимателем из Германии Сергеем Демченко.
«Я не знаю, чем это подтвердить, но заказчиком был бизнесмен Эрик Нейлис Кросс, живущий в Эстонии, бывший госчиновник. Он участвовал в различных проектах, связанных с нефтью и газом, строил пансионаты», - цитирует «Интерфакс» показания Савинса, оглашенные в пятницу в Мосгорсуде.
Сам Кросс сообщил эстонскому порталу «День за днем», что узнал об обвинениях в свой адрес по радио, официально к нему никто не обращался.
По данным издания, Эрик Нейлис Кросс, сын известного эстонского писателя Яана Кросса, ранее руководил эстонскими разведслужбами, был советником президента Леннарта Мери, а также частным консультантом грузинского президента Михаила Саакашвили.
По словам Савинса, приведенным в Мосгорсуде, преступление планировалось ради выкупа. Участникам захвата изначально предполагалось заплатить по 10 тыс. евро, а Савинсу как организатору - 100 тыс. Затем сумму гонорара каждому подняли в два раза.
В показаниях подсудимого говорится, что Кросс - профессиональный историк, автор нескольких монографий. Его отец - бывший диссидент. Следствие выяснило у Савинса, где живет предполагаемый заказчик. Подсудимый указал, что раньше работал с Кроссом в одном офисе, хорошо знал его и бывал у него в гостях. По словам Савинса, они с предполагаемым захватчиком были деловыми партнерами, но начался кризис, кончились средства и понадобились деньги.
Обвиняемый рассказал, что они с Кроссом вместе подбирали будущих участников захвата, Савинс проводил с ними теоретические занятия. Была организована долгая подготовка и тренировки.
В организации захвата помогал также гражданин Израиля, проживающий в Эстонии, Алексей Керцбур, сообщил следствию Савинс. То, что Кросс предложил стать организатором именно ему, обвиняемый объяснил тем, что тот знал о его морском опыте.
Фигурант дела рассказал следствию, как шла подготовка к захвату и как он был проведен. По словам Савинса, после захвата капитану Arctic Sea удалось выйти на связь с владельцем судна, а захватчики связались с Кроссом. Тот пообещал организовать эвакуацию, однако сделать этого не получилось. Подсудимый также сообщил, что он с корабля звонил хозяину судна и просил выкуп в размере 1,5 млн евро. Затем звонил в приемную страховой компании, которая обслуживала Arctic Sea, но там платить отказались.
По словам Савинса, захватчики планировали затопить судно, а сами эвакуироваться. Затем решили посадить судно на мель близ Гвинеи, освободить экипаж и скрыться. Однако были задержаны моряками с российского корабля «Ладный».
Дело Савинса рассматривается в пятницу в особом порядке, то есть без изучения доказательств и допроса свидетелей, поскольку подсудимый полностью признал вину и пошел на сотрудничество со следствием. По закону при особом порядке рассмотрения дела подсудимому не может быть назначено более двух третей от максимального наказания. Уже в ближайшее время подсудимому может быть вынесен приговор.
Это уже второй фигурант дела о захвате сухогруза, пошедший на «сделку со следствием». В мае в особом порядке был осужден уроженец Таллина Андрей Лунев, полностью признавший и раскаявшийся. В связи с этим его дело было выделено в особое производство, а обвинение было переквалифицировано со статьи 126 («Похищение человека») на статью 227 («Пиратство») УК РФ. В итоге Лунев был приговорен к пяти годам строгого режима. В тот же день о желании «взять особый порядок» заявил Дмитрий Савинс.
Напомним Arctic Sea таинственным образом исчез летом 2009 года. 21 июля теплоход вышел из порта Пиетарсаари (Финляндия) в Беджайу (Алжир), имея на борту 15 членов экипажа и груз из 6700 кубометров пиломатериалов, с расчетной датой прибытия в порт назначения 4 августа. Однако 24 июля в водах Швеции между островами Эланд и Готланд судно атаковали неизвестные, представившиеся шведскими полицейскими. Далее, по одной из версий, посетители покинули Arctic Sea, по другой - оставили теплоход под своим контролем.
28 июля Arctic Sea в последний раз вышел на связь в проливе Па-де-Кале, после чего исчез из радиоэфира и с экранов навигационных систем в районе Бискайского залива.
3 августа представитель страховой компании «Группа Ренессанс страхование» Владимир Душин заявил, что неизвестные обратились к страховщикам с требованием выкупа в 1,5 млн долларов, в случае невыдачи угрожая затопить судно и убить членов экипажа. 4 августа судно не пришло по графику в пункт назначения; выяснилось, что Arctic Sea не проходил и Гибралтарский пролив.
9 августа появились первые сообщения в СМИ об исчезновении судна. Через два дня исчезновение признал и владелец судна: директор Solchart Виктор Матвеев заявил, что на сухогрузе не работали сигнальные буи и тревожная кнопка. Судовладелец обратился к правительству России с просьбой оказать содействие в поисках.
12 августа президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру обороны принять меры по обнаружению Arctic Sea. В поисковой операции принял участие сторожевой корабль Балтийского флота «Ладный». 15 августа полиция Финляндии совместно со спецслужбами Швеции и Мальты начала международное уголовное расследование по подозрению в захвате заложников и вымогательстве. При этом директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев отрицал получение от кого-либо требования о выкупе.
Обнаружить сухогруз удалось 17 августа в 300 милях от Кабо-Верде, все члены экипажа оказались живы, их доставили на «Ладный». При этом морская администрация Мальты заявила, что все это время имела сведения о местонахождении судна и не заявляла о его исчезновении. На борту Arctic Sea были обнаружены восемь посторонних - они были задержаны российскими спецслужбами и доставлены в распоряжение следствия. По данным следствия, Arctic Sea был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. Операцию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота РФ, которые были отправлены на помощь судну.
Тем временем некоторые эксперты отмечали ряд странностей и нестыковок в сообщениях об этом деле. Появлялись предположения, что захват связан с неким таинственным грузом на борту, о котором «мы никогда не узнаем». Официальные лица не комментировали подобные заявления.
На сухогрузе долгое время работали российские следователи, затем Arctic Sea продолжил прерванный рейс и доставил груз пиломатериалов грузополучателю в Алжир, после чего в конце декабря вернулся в Финляндию. В феврале 2010 года стало известно о сделке по продаже сухогруза, а на днях был назван и покупатель Arctic Sea. Им оказалась небольшая канадская каботажная компания Great Lakes Feeder Lines ULC. Она купила судно за 2,2 млн долларов.