− Александр Михайлович, наверняка на встрече будет обсуждаться самая актуальная на сегодня тема морского пиратства. Ваш профсоюз она успела затронуть?
− Балтийский комитет объединяет профсоюзы стран Балтики. Сейчас от этой проблемы пострадали два профсоюза: литовский – я имею в виду похищение капитана литовского судна «Арго», и российский – похищение двоих моряков с судна «North Spirit». Конечно, пираты – это большая проблема. Более того, сейчас мы наблюдаем совершенно новую ситуацию. Такого еще не было, чтобы людей украли в Камеруне и утащили в Нигерию .
Эти все конвои, я считаю, в пользу бедных. Потому что пираты смещаются
− У вас лично есть какой-то рецепт борьбы с пиратами?
− Я спрашивал у Никольского (и.о. капитана судна «Фаина», которое также находилось в плену у пиратов – прим. ред.): вы туда опять пошли бы? Он ответил: пошел бы… но только с автоматом. Эти все конвои, я считаю, в пользу бедных. Потому что пираты смещаются, в океан далеко уходят и там захватывают. Один рецепт: или вооруженную охрану сажать на каждое судно, или урегулировать политическую ситуацию в Сомали. Помочь этому несчастному государству, сделать так, чтобы у них была нормальная береговая охрана, которая следила бы, чтобы их люди в океан просто так не плавали.
− Если говорить об освобождении судна «Московский университет» российским военным кораблем «Маршал Шапошников»: гуманно наши поступили, посадив пиратов в лодку и доверив их судьбу провидению?
− Давайте я вам расскажу другой случай. В эти же дни, никто из ваших коллег почему-то не обратил внимания, французы потопили базу пиратов. Пираты вышли на 400 миль в море – это очень далеко, сутки пути на большом судне, а не на резиновой лодке. Там у них было судно-матка (корабль-матка − специальное военное судно, обслуживающее другие суда − прим. ред.) или судно-база. Вот с этой базы в океане они и посылают лодки в разные концы, чтобы они штурмовали пароходы. Вот и на наш «Московский университет» с нее высадилась группа.
Александр Бодня убежден, что отрасль еще не вышла из кризиса (фото: sur.ru) |
Думаю, наши военные видели эту их базу и сказали, мол, вон ваша матка, туда и плывите. И примерно в это же время прошло сообщение, что французы потопили пиратскую базу. Что наших обвинять: там утопят, и никто не узнает даже. А доподлинно установить, наносили французы ракетный удар по пиратской матке или нет, мы никогда не сможем.
− Какова роль профсоюзов моряков в разрешении ситуаций с захватом заложников? В частности, по судну «North Spirit»?
− Судно уже ушло из Камеруна. Два человека по-прежнему остаются в плену. Переговоры ведутся на очень высоком уровне, на уровне российского посла. Роль профсоюза же заключается в том, что перед тем как человек выходит в море, мы заключаем коллективные договора и оговариваем, в том числе, и право моряка не идти туда, и многие уже пользуются этим правом. Кроме того, мы оговариваем, что если человек попал в эти районы, у него должна быть повышенная зарплата. Стараемся какую-то помощь оказать по разным каналам, например, мы выходили на ваших коллег-журналистов, которые брали интервью у нигерийских повстанцев.
Прямые же переговоры с захватчиками проводит только судовладелец. У них в штате есть специальные переговорщики, люди, которые знают, где наступает предел торга и т.д.
− Что еще собираются обсудить в Петербурге представители морских профсоюзов европейских стран?
− У нас много профсоюзных вопросов и проблем. Мы обсуждаем, по каким ставкам плавать на Балтике, добиваемся, чтобы старые, плохо приспособленные для работы суда не плавали, чтобы зарплату платили вовремя, разрешаем различные трудовые споры и т.д. Отрасль еще не вышла из кризиса, и судовладельцы, например, увеличивают продолжительность рейсов. Допустим, раньше он был четыре месяца, а теперь хотят пять. Это не смертельно, но ощутимо для моряков.
− Из программы мероприятия явствует, что большое внимание будет уделено проблеме так называемых удобных флагов (когда, например, российское судно идет под флагом Каймановых островов)? В чем суть проблемы?
− Мы считаем, что Балтийское море – это не поле, где надо «скакать» с этими удобными флагами. Считаем своей конечной задачей сделать так, чтобы судовладельцы работали под национальными флагами своих стран, а пока смотрим, чтобы под «удобными флагами» соблюдались приемлемые условия по заработной плате и по другим показателям.
− На сегодняшний день они неприемлемы?
− Нельзя говорить за всех. Есть, предположим, Каймановы острова – это хороший флаг, он относится к американским регистрам. А возьмем Белиз, Северную Корею, Монголию или Грузию − там условия абсолютно другие.
− А почему хождение под «удобным флагом» так распространено в современном мировом флоте? В чем плюсы?
− Для судовладельцев это очень удобно по разным причинам: кто-то говорит – для того, чтобы уйти от огромных налогов, но есть и другие аргументы. «Московский университет», кстати, тоже был под «удобным флагом». Часто такую форму выбирают даже не потому, что хотят улучшить какие-то условия, а потому что мировые банки дают кредиты судам только под «удобными флагами», чтобы иметь возможность контролировать их. Под российским флагом они суда контролировать не могут.
− Получается, и хотели бы под российским идти, но нельзя?
− Да. Причина этого еще и в том, что у нас очень неповоротливая законодательная база. У меня создается впечатление, что все делается для того, чтобы хуже было этим несчастным судовладельцам. Они говорят: давайте под российским флагом будет работать весь флот, сделайте нам преференции, создайте условия, чтобы было, как под «удобным флагом». Но никому не нужно, чтобы «удобным» стал российский флаг.