«В настоящее время мы находимся на предконтрактных переговорах по данному типу кораблей («Мистраль») с тремя государствами. Это Испания, Голландия и Франция. Мы планируем подписать контракт на четыре таких корабля», – приводит РИА «Новости» слова министра обороны России Анатолия Сердюкова.
Четвертый корабль максимально полно должен быть построен в РФ
Глава военного ведомства в очередной раз уточнил, что один корабль планируется полностью построить за границей, а еще три – с участием российских судостроителей. «При этом четвертый корабль максимально полно должен быть построен в РФ», – подчеркнул он. Напомним, что зарубежные партнеры до последнего времени настаивали на схеме «два на два». То есть намеревались продать два готовых корабля и два построить в России.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, окончательное политическое решение о закупке во Франции вертолетоносцев типа «Мистраль» было принято в конце апреля, однако стороны тогда не вступали в конкретные переговоры по данной проблематике. «Мы никогда не подписывали столь крупный контракт на закупку такого вида вооружения, поэтому необходимо получить большое количество дополнительной информации для оформления этих документов», – пояснял положение вещей глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Михаил Дмитриев.
«Предполагается, что соглашение с Францией о закупке кораблей типа «Мистраль» будет подписано до конца 2010 года», – сказал глава ФС ВТС. Французская сторона, отметил он, настроена более оптимистично по этому вопросу и считает, что все необходимые документы будут готовы к подписанию уже в сентябре 2010 года.
На данный момент, как сообщил в понедельник Анатолий Сердюков, есть решение президента, чтобы Минобороны проработало вопрос относительно приобретения кораблей этого класса: «Мы сейчас занимаемся этим вопросом очень серьезно», – заверил министр. По его мнению, вопрос о покупке корабля будет решен положительно, «если не произойдет каких-то изменений, в том числе в вопросе финансирования».
Сердюков рассказал, что сейчас у руководства Минобороны есть четкое понимание, что первые корабли пойдут на Северный и Тихоокеанский флот.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов, «официально озвучивалось, что корабль нужен для проведения гуманитарных и десантных операций, в первую очередь на Дальнем Востоке». «Во-вторых, это ознакомление с западными технологиями судостроения. Плюс, я так понимаю, это некий политический размен», – сказал он.
В то же время эксперт отметил, что «Мистраль» построен по технологиям гражданского судостроения, все-таки у военных немного другие требования. «Кроме того, корабль нетипичный для российского флота, надо еще научиться его эксплуатировать. Есть и ряд других вопросов, главными из которых я бы назвал три: во-первых, из каких средств будет оплачиваться покупка – в государственной программе вооружения до 2015 года это не было предусмотрено. Во-вторых, насколько строительство «Мистраля» будет влиять на строительство других кораблей. Ну и третий, самый главный вопрос: для чего он нужен?» – рассказал Фролов.
Тем не менее Анатолий Сердюков сообщил, что знакомство с кораблем идет полным ходом. В частности, уже удалось испытать посадку российского вертолета на французский корабль «Мистраль», отметил он.
#{weapon}
О начале «эксклюзивных переговоров» по продаже четырех вертолетоносцев «Мистраль» было объявлено в начале марта 2010 года в ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Париж.
Французский лидер Николя Саркози тогда выразил уверенность в том, что сделка продемонстрирует высокий уровень доверия между двумя странами. «Мы не можем с утра говорить, что доверяем России, и убеждать ее поддержать санкции против Ирана, а после обеда говорить ей, что уже не доверяем и не продадим корабли», – пояснил президент. Россия в ответ снова заверила, что поддержит введение санкций против исламской республики.
А в апреле замминистра обороны России Владимир Поповкин, комментируя достигнутую договоренность, сообщил, что решение о приобретении «Мистраля» было принято исходя из анализа военных угроз. «Вы, наверное, забыли, что у нас на Дальнем Востоке есть вопрос нерешенный с островами с точки зрения Японии, с нашей точки зрения все решено. Вы, наверное, забыли, что у нас есть Калининградский особый район как анклав, с которым нет прямой связи. Как туда все будет доставляться?» – вопрошал он. Поповкин полагает, что без судна такого класса, как «Мистраль», пришлось бы «разворачивать, например, на Сахалине и северных островах группировки, держать там тысячи солдат и офицеров с вооружением».
Корабли типа «Мистраль» пока не производятся отечественным ВПК, однако РФ надеется вместе с судном приобрести и технологию производства подобных машин, подчеркнул Поповкин. Он уточнил, что речь идет о закупке не одного корабля, а о нескольких кораблях, которые будут строиться по французским технологиям на российских верфях. Приемка одного такого корабля может состояться уже в 2011 году.
Назвал Поповкин и предполагаемую стоимость покупки «Мистраля». По предварительным данным, она составит от 400 млн до 500 млн евро. «Речь не идет о триллионах и даже миллиардах, речь идет о сотнях миллионов евро», – отметил замминистра.
Отметим, что главной отличительной особенностью «Мистраля» является его многофункциональность и маневренность. Корабль способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем.
На нем могут одновременно располагаться 450 десантников, 150 броневых машин и 16 12-тонных вертолетов. Для них предусмотрен огромный ангар площадью 1800 кв. метров. На командный штаб отведено 850 кв. метров, столько же на госпиталь с 69 койками, двумя операционными блоками и одной медицинской лабораторией.
Еще одна любопытная особенность судна: благодаря новейшей винто-рулевой системе оно способно вращаться на 360 градусов вокруг своей оси.