Похищенные российские моряки теплохода «North Spirit» вышли на связь с коллегами.
Они живы и здоровы и даже обеспечены питанием. Процесс обсуждения условий выкупа за российских моряков начнется уже завтра
«Сегодня в 20.15 по московскому времени капитан теплохода «North Spirit» Борис Терсинцев связался с судовладельцем, компанией «Balthellas», − говорится в сообщении, опубликованном в четверг на сайте Российского профессионального союза моряков (РПСМ).
«Моряк сообщил, что он и старший механик Игорь Шумик находятся в Нигерии, они живы и здоровы и даже обеспечены питанием. Судовладелец немедленно проинформировал о звонке капитана представителей РПСМ, которые рекомендовали связаться с уполномоченной группой переговорщиков. Процесс обсуждения условий выкупа за российских моряков начнется уже завтра. К расследованию обстоятельств дела о похищении наших соотечественников подключился Следственный комитет при прокуратуре РФ», − сообщает РПСМ.
По свидетельству старшего помощника и и. о. капитана Александра Короля, в настоящий момент обстановка на борту «North Spirit» в целом спокойная, теплоход находится под круглосуточной охраной местной полиции. Судно стоит у причала порта Дуала, продолжается его разгрузка. Предполагается, что «North Spirit» покинет берега Камеруна в субботу.
В пятницу также стало известно, что СКП РФ возбудил уголовное дело в связи с захватом 16 мая на внешнем рейде камерунского порта Дуала и похищением двух граждан России − капитана судна Бориса Терсинцева и старшего механика Игоря Шумика.
«В связи с тем, что преступление было совершено в отношении российских граждан, то в соответствии с положениями ч. 3 ст. 12 УК РФ Главным следственным управлением Следственного комитета по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п.п. «а, г, ж» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека) и ч. 2 ст. 162 УК РФ (разбой)», − говорится в заявлении на сайте ведомства.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в воскресенье, 16 мая, при заходе в порт Дуала в Камеруне (Западная Африка) подвергся нападению теплоход «North Spirit» с российско-украинским экипажем. 20 вооруженных людей подошли к «North Spirit» на трех лодках. Пираты поднялись на борт, разграбили каюты, уложили моряков «лицом в палубу» и скрылись, прихватив с собой капитана и старшего механика. При этом для старшего механика этот захват стал уже вторым − он был в составе экипажа злосчастного сухогруза «Arctic Sea».
«Взобравшись на судно, они схватили третьего механика Шарикова и, угрожая оружием, заставили вывести их на мостик к капитану Терсинцеву. На мостике пираты вывели из строя средства связи, после чего разграбили каюты капитана и членов экипажа, присвоив деньги из судовой кассы, личные ноутбуки, мобильные телефоны и другие ценные вещи. Затем пираты вывели девятерых моряков на главную палубу по правому борту, облитую бензином, потребовали, чтобы моряки легли лицом вниз, и под дулами автоматов заставили капитана и старшего механика сесть к ним в лодку. После этого скрылись в неизвестном направлении», – приводил РПСМ свидетельство экипажа судна.
В течение нескольких дней после инцидента о местонахождении пропавших моряков − жителя Владивостока Бориса Терсинцева и архангелогородца Игоря Шумика − ничего не было известно. Между тем главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко отмечал, что захват заложников на западном берегу Африки – большая редкость, и что обычно этим занимаются лишь боевики политического движения «Движение за эмансипацию Дельты Нигера» (The Movement for the Emancipation of the Niger Delta, MEND).
Попали в переплет все вместе, всех вместе надо и освобождать
О том, что эксперт «попал в точку», стало известно накануне, когда на лентах мировых информационных агентств появилось заявление боевиков того самого движения. В присланном в Agence France Press по электронной почте заявлении представители MEND сообщили, что не участвовали в похищении российских моряков, однако имели возможность «определить их местонахождение».
«MEND не принимало участие в похищении моряков, однако мы смогли обнаружить их местонахождение сегодня и можем подтвердить, что они находятся в добром здравии», − говорилось в заявлении. Никаких других подробностей захвата моряков письмо не содержало.
Между тем AFP отмечало, что «North Spirit» был лишь одним из двух кораблей, атакованных 16 мая в порту Дуала. Тогда же атаке подвергся и литовский рефрижератор «Argo». На это судно вооруженные пираты напали около полуночи, также похитив его капитана Дмитрия Башкирова. Отметим, что имя и фамилия капитана не исключает наличия у него российского гражданства.
До сих пор не ясно, касалось ли заявление MEND лишь моряков с «North Spirit» или с обоих атакованных в воскресенье судов.
Источники главного редактора «Морского бюллетеня» Михаила Войтенко в морских кругах Камеруна говорят, что захватившие моряков камерунские пираты перепродали заложников нигерийцам.
«Насколько мне известно из камерунских источников, кто занимается похищением людей в регионе – так это именно «Движение за эмансипацию Нигера». Но когда боевики этого движения атакуют судно и похищают людей, они чаще всего не грабят судно. А тут все вместе. Плюс, как говорят камерунцы, они (похитители) просто перепродали нигерийцам», − сказал Войтенко в интервью газете ВЗГЛЯД.
Эксперт также посетовал на «патриотизм» российских СМИ, которые пишут лишь о двух захваченных моряках с «North Spirit», о которых достоверно известно, что у них гражданство РФ, но совсем не упоминают о захваченном моряке с литовского судна. Или моряках – по сведениям Войтенко, старший механик с «Argo» также попал в руки похитителей. Его имя, гражданство и национальность неизвестны. «Попали в переплет все вместе, всех вместе надо и освобождать», − заключил Михаил Войтенко.
Группировка MEND, которая в январе в одностороннем порядке прекратила трехмесячное перемирие с правительством Нигерии в связи с неопределенной политической обстановкой в стране, в прошлом была известна многочисленными захватами иностранных граждан в заложники – в основном, из числа сотрудников нефтяной отрасли. Боевики, выступающие, в частности, за национализацию нефтедобычи и изгнание иностранных компаний из региона, были также замечены в серии атак на объекты нефтяной промышленности.
Между тем в ряде других случаев MEND выступала с заявлениями о том, что она содействовала в освобождении людей, захваченных другими военными группировками региона.