В четверг официальные лица рассказали некоторые подробности того, как работали городские власти и оперативные службы после терактов 29 марта.
Паника была, прежде всего, в душе. И была идея закрыть метро
В частности, начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев сообщил, что поначалу рассматривалась возможность закрытия столичной подземки после двух взрывов.
«Паника была, прежде всего, в душе. И была идея закрыть метро. Но, представьте, в это время в метро находился миллион человек, на подходе − еще миллион. Коллапс города, тогда город бы весь встал. Это и есть одна из целей теракта, чтобы локализовать город. Надо внимательно проанализировать ситуацию и принять такое решение, за которое потом не будет стыдно смотреть людям в глаза», − сказал Гаев.
Он отметил, что закрыть метро, как это было сделано в Лондоне после взрывов в метрополитене, было невозможно из-за большого числа людей, пользующихся этим видом транспорта в Москве.
«В Лондоне метро пользуется 15% передвигающихся в городе людей, в Москве − 60%. И коллапс в Москве бы и рядом не лежал с тем, что было в Лондоне», − сказал Гаев, слова которого приводит РИА «Новости».
Начальник метро также рассказал, какие дополнительные меры для обеспечения безопасности предполагается предпринять после трагедии. По его словам, будет усовершенствована радиосвязь подземки, число каналов связи в одной зоне будет увеличено с 20 до 150.
«Мы делаем нашу радиосвязь многофункциональной, занимаемся ее модернизацией. Сейчас 20 каналов в одной зоне, и мы увеличим до 150 каналов в одной зоне», − сказал он. По его словам, во время взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» он без проблем смог связаться с любой точкой столичной подземки.
«По той радиосвязи, которая сделана в метро, я разговаривал с любой точкой метрополитена, связался с каждым сотрудником, который был мне нужен. Наши коллеги из МЧС пользуются этой связью», − отметил он.
Гаев сообщил, что безопасность граждан находится также и в их руках − люди должны сразу же сообщать в милицию о том, что «выпадает из обычной ситуации». «У нас такое наследство: то, что пьяный сосед стреляет из ружья, считается стукачеством. Мы просим население об одном: все, что выпадает из обычной ситуации, сообщайте», − добавил Гаев.
Особые надежды начальник метро возлагает на служебных собак. «После взрыва в 1996 году мы построили кинологический питомник. У нас должна быть патрульно-постовая служба, и нам надо как минимум 300−400 собак для обеспечения безопасности пассажиров, и это гораздо меньшие средства, чем может быть потрачено на мифические компьютерные системы», – сказал Гаев.
В то же время заместитель начальника Главного управления МЧС РФ по Москве Юрий Беседин сообщил, что прерывающаяся мобильная связь стала для спасателей настоящей проблемой.
«Была очень серьезная проблема со связью, и нам было тяжело. Огромный комплекс задач решается на поверхности. В спасательной операции принимали участие около 2 тысяч спасателей, и им постоянно была нужна связь с медиками, штабом и другими службами, которые находятся на поверхности», – сказал Беседин.
Напомним, ранее руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, что второй взрыв можно было бы предотвратить, если бы мобильная связь в районе была отключена не после второго взрыва, а сразу после первого.
Произошедший теракт Беседин сравнил с пиар-кампанией. «Если сравнивать со взрывом в 2004 году на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», последствия которого сравнимы с последствиями от взрывов на «Лубянке» и «Парке культуры», то работать в 2004 году было сложнее. Тогда все это видели лишь сотрудники спецслужб, которые работали на месте, а здесь видели все. По моему мнению, это была пиар-кампания, публичная акция», – сказал Беседин.
Между тем оперативные сотрудники и следователи, работающие по делу о теракте, установили личность смертницы, которая осуществила теракт на «Парке культуры».
«Это жительница Дагестана», – сказал источник РИА «Новости» в силовых структурах СКФО.
По его словам, фамилия террористки в интересах следствия пока не разглашается.
«Оперативникам известно о ней практически все. Работа в этом направлении продолжается. Одновременно идет проверка данных, полученных по второй участнице террористической атаки в Москве, которая привела в действие взрывное устройство на станции метро «Лубянка», − добавил источник.
Напомним, ранее в четверг глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил на совещании у президента РФ, что спецслужбам известно, кто является организатором терактов. «Подтверждается версия совершения терактов конкретными бандформированиями, связанными с Северным Кавказом. Мы знаем персонально организаторов терактов, проводится оперативно-розыскная работа», – сказал Бортников.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, утром в понедельник на платформах двух станций московского метро − «Лубянка» и «Парк культуры» – прогремели мощные взрывы. Первый произошел в 7.56 в тоннеле, второй – в 8.39 в пятом вагоне от хвоста поезда при открытии дверей.
«Террористические акты совершены путем подрыва самодельных взрывных устройств, начиненных поражающими элементами мощностью до 4 кг на станции «Лубянка» и до 2 кг в тротиловом эквиваленте на станции «Парк культуры», – отмечается в сообщении Федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета.
Жертвами терактов стали 39 человек, причем двое из них до сих пор остаются неопознанными. Уточненный список погибших размещен на сайте МЧС России. На данный момент в больницах остаются 88 человек, всего же травмы получили 95 пассажиров.
Следственными органами Следственного комитета по факту взрывов на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ («Террористический акт»).
По подтвердившейся версии правоохранительных органов, взрывы устроили две террористки-смертницы. Также сейчас ведется розыск предполагаемых пособников террористов − двух женщин славянской внешности и мужчины.