Российские летчики морской авиации в текущем году могут возобновить подготовку на расположенном в Крыму украинском тренировочном комплексе палубной авиации НИТКА, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на военно-дипломатический источник.
Подобный тренажер существует только в США, однако даже он уступает по размерам и оснащению бывшему советскому объекту
«Полеты палубных истребителей Су-33 из состава корабельного истребительного авиаполка могут начаться уже в июне − июле», − сказал собеседник агентства. По его словам, «на высоком уровне все вопросы по этому поводу сняты, и в ближайшее время должна быть достигнута окончательная договоренность».
Лётчики 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования Североморск-3) до 2008 года регулярно проходили обучение на тренажёре НИТКА (длительностью 1,5−2 месяца, обычно в летний период). Этот полк составляет ударную часть палубной группировки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
В 2008 году была попытка возобновить подготовку пилотов в Крыму, но Украина, по заявлению российской стороны, сорвала этот процесс, не пустив летчиков на тренировочную базу. По данным российской стороны, плата за его использование в 2008 году составила 17 млн долларов.
#{weapon}Официальный Киев занял такую позицию в связи с российско-грузинским конфликтом. «9 августа МИД Украины выступил с заявлением, в котором посчитал нецелесообразной тренировку российских летчиков на тренажере в Крыму». Как отмечалось в СМИ, на сайте украинского МИДа в разделе «Заявления и комментарии» ни одного текста, датированного 9 августа, не было опубликовано.
Очередное заявление о том, что тренировки российских летчиков на комплексе будут вскоре возобновлены, сделал 19 мая 2009 года тогдашний министр обороны Украины Юрий Ехануров во время визита в Минск. Тем не менее полеты в прошлом году так и не состоялись.
Этот тренажер достался Украине после раздела Советского Союза. Создание комплекса для тренировок летчиков палубной авиации ВМФ СССР длилось около пяти лет и завершилось в 1983 году. Научно-испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА) до сих пор остается уникальным. Подобный существует только в США, однако даже он уступает по размерам и оснащению бывшему советскому объекту. НИТКА представляет собой огромный комплекс, в точности имитирующий условия взлета и посадки на авианосец. Основная часть комплекса представляет собой аэродром со стальным лётным полем в виде корабельной палубы, оборудованный трамплином и аэрофинишёрами – устройствами, гасящими посадочную скорость самолета. Садится самолет на скорости 250 км/час, выпустив посадочный гак, который зацепляется за один из четырех поперечных тросов аэрофинишера, приподнятых над блоком на 30 см. Разматываясь с подтормаживающих барабанов, трос гасит скорость, и самолет останавливается, пробежав 90−100 м.
Истребитель Су-33 взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» (фото: ИТАР-ТАСС) |
Комплекс обошелся стране в немалую копейку: ведь на нем были установлены те же взлетно-посадочные и навигационные системы, что и на реальном корабле проекта 1143.5. Аэрофинишеры – это практически та же система «Светлана-2», что и на «Кузнецове», тренажер также оснащен полной оптической системой посадки «Луна-3» и полным комплектом систем корабельной аэронавигации. Кроме того, там имеется командно-диспетчерский пункт (аналог корабельного КДП). Посадочный блок представляет собой копию палубы корабля, которая может даже раскачиваться, имитируя волнение моря.
#{ussr}То есть летчики имеют возможность не только практиковаться во взлете-посадке на ограниченном пространстве, имитирующем палубу корабля, но и отрабатывать самые разнообразные навигационные задачи без выхода в море. Даже крупные суммы, которые уходят в уплату украинской стороне, − мизер по сравнению с затратами, необходимыми для выхода корабля в море. Кроме того, подобный тренажер позволяет поддерживать навыки пилотов, когда корабль находится в плановом ремонте.
Зависимость от иностранной державы в деле обеспечения боеспособности единственного в стране авианосца давно беспокоит российских военных. Решение о строительстве собственного тренажера было принято еще четыре года назад. О том, что работы начнутся в 2007 году, заявил тогдашний начальник ВВС и ПВО Военно-морского флота России генерал-лейтенант Юрий Антипов в октябре 2006-го. «Принято решение о строительстве в районе Таганрога-Ейска базы подготовки корабельных летчиков, аналога крымского тренажерного комплекса НИТКА, только с еще большими возможностями», − заявил тогда Антипов. Первоначально срок работ на объекте определялся тремя годами, однако в прошлом году было заявлено, что он будет сдан в эксплуатацию в 2011 году. Согласно открытым источникам на реализацию проекта было выделено 5,6 млрд руб., но по более поздним сообщениям эта сумма возросла до 6,4 млрд руб.
Возможно, это удорожание связано с решением оснастить тренажер двумя паровыми катапультами, которые используются для запуска палубных самолетов на большинстве кораблей этого класса в мире. В России применяется система «воздушного трамплина» (Sky Jump), идеологически близкая к той, что используется на британских авианосцах класса Hermes. Трамплин накладывает определенные ограничения на максимальный стартовый вес самолета: приходится поднимать истребители с палубы или с неполной боевой нагрузкой, или с ограниченным запасом топлива, да и при полной заправке изрядная часть горючего тратится на разгон. Катапульты позволяют обойти эти ограничения: ими должны были быть оснащены новые корабли проекта 1143 и последующих, которые так и не были построены.
Согласно первоначальному проекту, катапульты на новом комплексе не предусматривались. Их появление может свидетельствовать о ходе работ по созданию первого полноценного российского ударного авианосца. Тренажерный комплекс может стать опытной базой для отработки и доводки этих очень сложных устройств, в проектировании которых российские конструкторы имеют довольно ограниченный опыт.
Что ожидает НИТКУ после того, как российские военные перестанут ее использовать? Свято место пусто не бывает. Индия желает использовать этот объект для летной подготовки палубных пилотов в 2012−2013 годах, то есть в преддверии ввода в боевой состав флота авианосца «Горшков». Пекин также прощупывает на Украине возможности для подготовки своих морских пилотов.
Первый китайский авианосец, по американским оценкам, может быть введен в эксплуатацию в 2015 году. Индия может построить авианосец в 2014−2015 годах в дополнение к авианосцу «Горшков», ввод в строй которого намечен на 2013 год.