Уголовное дело в отношении девяти сотрудниц турфирм, обвиняемых в обмане клиентов на 52 млн рублей, начал рассматривать Мосгорсуд. По данным следствия, подозреваемые заключили с гражданами ряд договоров на вступление в программу «Семейное путешествие». В соответствии с этими договорами туристические фирмы брали на себя обязательства по оказанию посреднических услуг по поиску потенциального покупателя сертификата клубного отдыха (таймшера), уже имеющегося у клиента или вновь приобретенного при вступлении в указанную программу. «Затем, не имея намерений и возможности исполнить требования по договору, они по надуманным основаниям убеждали граждан в необходимости внесения дополнительных денежных средств якобы для завершения сделки», − говорится в материалах дела.
Человек решил потратить деньги за рубежом. При чем здесь российская власть? Она не должна иметь к этому отношения
Прокомментировать этот и другие способы обмана российских туристов газета ВЗГЛЯД попросила председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова.
– Евгений Алексеевич, как вы оцениваете действующее российское законодательство с точки зрения соблюдения прав туристов?
– У нас очень хороший закон («Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 1996 года – прим. ред.), я бы сказал, наиболее передовой в законодательной сфере России. Он специально защищает права людей в туристической деятельности с точки зрения их взаимоотношений с туроператором.
Закон у нас работает, нареканий к нему нет, особенно после последней редакции (28 июня 2009 года – прим. ред.) он значительно улучшил рынок, навел там порядок. Может быть, нарекания появятся через год−два. Посмотрим.
В соответствии с законом, ключевой субъект на этом рынке – туроператор. Он заключает соглашение с турагентами о продаже путевок. Благодаря нашему законодательству мы в четыре раза за два года сократили число туроператоров, оставили наиболее надежных, их сейчас 2,5 тысячи. Ушли ненадежные, не имеющие соответственного экономического опыта, те, которые не получили от банков, с которыми находились во взаимоотношениях, – подчеркиваю, не от чиновников, а от банков – сертификат надежности в виде гарантий. Остались те, которые были проверены банками и страховыми компаниями. В результате число проблем сократилось, не побоюсь этого слова, в тысячу раз.
Евгений Федоров считает закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» передовым (фото: ИТАР-ТАСС) |
– А каким образом регулируется деятельность турагентов?
– Мы регулируем их работу через другое законодательство – о малом и среднем бизнесе. Запускаются специальные механизмы проверки, вводится электронная цифровая подпись, там целая система регулирования, которая не связана собственно с туризмом. Для нас это просто малый и средний бизнес с особой специализацией.
– Какие правовые механизмы защищают граждан от возможных мошеннических действий турагентов?
– Турагенты не подпадают под закон, там действительно бывают мошенники, но это прямые мошенники. Человек покупает тур, а мошенник продает ему «липу», товар, которого нет. Естественно, там, где такие вещи происходят, надо их ловить и сажать в тюрьму. Но людям самим следует внимательнее относиться к своим расходам. Человек должен проверить, действительно ли этот турагент работает с туроператором, посмотреть в Интернете, попросить показать соглашение с оператором, посмотреть, насколько тот надежный.
Если туроператор надежный, то у него и агенты, с которыми он заключил договора, надежные. Он следит за своей репутацией, отвечает по своим обязательствам. Если турагент каким-то образом обманет путешественника, платить придется туроператору, если нарушение подпадает под нормативы, предусмотренные законом, – в части перевозки, проживания и т.д. А гражданин должен следить, чтобы между ним и туроператором не влез мошенник под видом турагента.
– Отдельная проблема – таймшеры. Представители туриндустрии отмечают, что такие услуги без обмана предоставляют единицы организаций…
– Это разные категории бизнеса. Таймшер – это бизнес не столько туристический, сколько связанный с имуществом. Это форма инвестиций. Вообще говоря, он не подпадает под закон о туристической деятельности. Он подпадает под законодательство, связанное с оборотом недвижимости, и гражданско-правовое законодательство.
Здесь надо совершенствовать гражданско-правовые формы, заключать совместные договоры с соответствующими странами. Их уже много, и надо продолжать эту практику. Вообще, надо обрабатывать статус института собственности в Российской Федерации и взаимодействие с институтами собственности других стран.
– То есть этот вид деятельности турфирм по сути никак не регулируется?
– Туроператор просто предоставляет путевку для поездки, предположим, в Испанию. Таймшер – это недвижимость в Испании. И это идет совсем по другой системе. Человек заключает на таймшер договор с инвестиционной или строительной компанией, а не с туристической. Надо совершенствовать законодательство в сфере имущества, строительства, международных отношений.
Если у них лишний миллион – ну пусть выкидывают
Я бы вообще посоветовал людям приобретать недвижимость за рубежом только при помощи особых юристов. Человек принял решение о покупке в Испании дома. Как можно усовершенствовать российское законодательство, если он принял решение потратить в Испании сто тысяч долларов? Человек взял на себя ответственность за это решение, он должен изучить испанское законодательство, испанский рынок, подобрать испанскую фирму, которая будет ему партнером в покупке этого дома и потратить свои деньги в Испании. Это вообще не имеет никакого отношения к российскому законодательству.
– Но если российский гражданин при этом стал жертвой мошенников?
– Человек решил потратить деньги за рубежом. При чем здесь российская власть? Она не должна иметь к этому отношения. Пусть гражданин судится в соответствующих судах за рубежом. Он принял решение пойти в Испанию и потратить деньги. Его в Испании обманули. Теперь ему надо изучать соответствующее испанское законодательство, и на базе испанских юридических фирм и адвокатов защищать свои права.
Если бы он принял решение, касающееся недвижимости, например, в Сочи, то это касается российского законодательства, здесь у меня есть тысяча советов, как это сделать лучше.
Таймшеры, повторюсь, вообще не российская юрисдикция. Это выбор человека, который сам определяет, куда он хочет тратить деньги за рубежом, и сам несет ответственность за свои действия. Мы не можем изменить законодательство в Испании, в Китае или еще где-то.
– Нередко подобные услуги продают мошенники из российских турфирм. Как раз сейчас в Мосгорсуде слушается дело о продаже «сертификатов клубного отдыха»…
– В любой сфере есть мошенники, которые продают несуществующий товар. В этой сфере мошенничество откровенно построено просто на глупости, и первый упрек здесь как раз к тем, кто вступает в эти сделки, поскольку этот вид преступлений достаточно легко распознать. А дальше – там, где имеет место подделка документов, договоров, подписей, то есть стандартные наборы мошенников и жуликов – должны действовать статьи Уголовного кодекса.
В России есть и жулики, и бандиты, и хулиганы на улицах. Но людям тоже надо быть осторожнее, их никто не заставляет тратить деньги. Речь ведь идет не о копейках. Таймшеры стоят дорого, это могут себе позволить только состоятельные люди, которые могут нанять специалиста, переводчика, адвоката, запросить соответствующую страну об условиях сделки, рынке, правилах. Это достаточно серьезные богатые люди. Думаю, они должны, прежде всего, сами принимать решение. Если у них лишний миллион – ну пусть выкидывают.
Человек должен ответственно относиться к своим деньгам и к своему труду.