Петербургские милиционеры обнаружили и изъяли в одном из ломбардов города Кронштадта (он считается частью Северной столицы) целую коллекцию государственных наград Советского Союза, запрещенных к продаже.
В основном продажей наград занимаются пожилые люди с мизерной пенсией, у которых кроме медалей ничего больше не осталось
Как сообщает Фонтанка.Ру, произошло это еще 3 февраля, но обнародовали результаты рейда в пятницу.
В результате оперативно-розыскных мероприятий в ломбарде, принадлежащем ИЧП «Лезгина», расположенном в Гостином дворе по улице Ленина, 13, было изъято 190 медалей Советского Союза. Цена каждой такой медали варьировалась от 1 до 5 тысяч рублей.
Изъятые награды отправили на экспертизу. После установления их подлинности будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 334 УК РФ («Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград»).
Сообщается, что владелица ломбарда на контакт с милиционерами не идет и о происхождении наград не рассказывает.
Газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать ситуацию эксперта антикварного рынка, директора петербургского магазина «Мир коллекционера» Игоря Печального, и он заверил, что описанная ситуация не является типичной для ломбардов: «Я думаю, задержание в ломбарде партии медалей – это, скорее, случайность, − сказал эксперт. − Серьезная организация, крупная сеть ломбардов на такое не пойдет. Не такой уж и серьезный это заработок, а проблем может возникнуть много. Репутация дороже».
Информация о том, что стоимость 190 изъятых медалей варьировалась от 1 до 5 тысяч рублей, также вызвала у эксперта сомнение: «Я думаю, столько могли стоить лишь несколько самых дорогих наград. Самые распространенные медали – юбилейные, в честь 40, 50, 60-летия победы. Их у людей много, и стоят они всего ничего. На улицах Петербурга их можно найти и за 100 рублей».
Вообще в России полностью запрещен оборот любых медалей и государственных наград, выпущенных в советское время, отметил Игорь Печальный. Исключение составляют лишь ведомственные награды: от железных дорог, МВД и т.д. Соответственно, те, кто торгует советскими орденами и медалями, за исключением ведомственных, нарушают закон.
Однако запрет на продажу этих изделий успешно обходится, причем довольно нехитрым способом. К примеру, в Прибалтике и на Украине (за исключением ордена Богдана Хмельницкого) оборот этих наград разрешен. Поэтому продавцы посредством интернет-магазинов ведут торговлю раритетами с территорий соседних стран.
Есть, конечно, и те, кто продает советские награды и без Интернета. К примеру, в Петербурге есть район около станции метро «Удельная». Считается, что там из-под полы можно купить любую награду. Знают об этом и оперативники, не раз осуществлявшие там «контрольные закупки» и задерживающие отдельных торговцев.
В основном продажей наград занимаются пожилые люди с мизерной пенсией, у которых кроме медалей ничего больше не осталось. Или − что происходит значительно чаще − их наследники. «Я не думаю, что медали, которые нашли в ломбарде или которыми торгуют на улице, украли у пенсионеров, − полагает эксперт. − Участников войны, ветеранов уже совсем мало осталось. Но у них у всех есть дети, внуки, наследники. Вот к ним и попадают эти медали».
Проблема усугубляется несовершенством законодательства. По нормам оборот советских медалей в России, действительно, запрещен. Но раньше, до 1980 года, их можно было сдавать в военкомат. Потом эта практика прекратилась. Теперь наследник получает наследство от бабушки и дедушки, но распорядиться этим наследством в части орденов и медалей не может.
Во Франции, например, нашли выход из этой ситуации. Чтобы и к памяти героев сохранялось уважение, и коллекционеры могли пополнять свои закрома. По словам Игоря Печального, знаменитый Орден Почетного Легиона спокойно можно приобрести в парижском магазине. Другое дело, что человеку, который наденет его на себя, не заслужив награду, по французскому законодательству будет полагаться уже уголовная статья. То есть там легко купить любую вещь для коллекционных целей, но неуважительное отношение к государственным наградам карается строго.