Защита полковника в отставке Владимира Квачкова, арестованного на прошлой неделе по обвинению в покушении на организацию вооруженного мятежа, обжаловала решение суда.
Та спешка, в которой все было сделано, говорит о том, что бывший чиновник, а ныне руководитель крупной госкорпорации все-таки решил довести дело до конца
«В понедельник мы сдали в Лефортовский суд кассационную жалобу на постановление от 23 декабря об избрании в отношении Квачкова меры пресечения в виде заключения под стражу», – сообщил «Интерфаксу» адвокат Квачкова Алексей Першин. По его словам, дата заседания по жалобе станет известна в течение дня.
Напомним, 23 декабря Владимир Квачков заявил, что к нему домой пришел следователь ФСБ с постановлением на обыск и что у него собираются искать признаки вооруженного восстания, оружие и боеприпасы. «Я по телефону связываюсь с адвокатом, который вместе со следователем снаружи квартиры. Мы никого не пускаем. Они вызвали МЧС», – сказал он. Вскоре адвокат Квачкова Алексей Першин сообщил, что его подзащитного задержали по обвинению в подготовке вооруженного мятежа и везут в Лефортовский суд избирать ему меру пресечения.
Заседание, по итогам которого Квачков был арестован на два месяца, проходило в закрытом режиме, поскольку на материалы дела поставили гриф «секретно». Как сообщили в суде, ходатайство об избрании Квачкову меры пресечения в виде заключения под стражу поступило от следственного управления ФСБ РФ. Полковника в отставке обвинили в содействии террористической деятельности (ч. 1 ст. 205 прим. УК РФ) и покушении на организацию вооруженного мятежа (ч. 1 ст. 30, ст. 279 УК РФ). В ч. 1 ст. 205 прим. УК РФ говорится о склонении, вербовке или вовлечении лица в совершение террористической деятельности.
Вины за собой Квачков не признал. По его словам, суть предъявленных обвинений заключается в подготовке вооруженной группы для свержения власти из числа тольяттинских членов возглавляемой им организации «Народный фронт освобождения России имени Минина и Пожарского».
«Согласно тем документам, которые есть, в Тольятти вооруженный арбалетом за 10 тысяч рублей, подчеркиваю, человек послал группу во Владимир, которая готовила там вооруженный мятеж. Он был руководителем тольяттинского отделения «Народного ополчения Минина и Пожарского». Его арестовали. Через 10 дней допросов он дал показания на меня», – сказал журналистам Квачков.
«Я уверен, что это дело рук Чубайса», – заявил полковник в отставке. Он отметил, что статьи, которые ему сейчас вменяются, в частности 205-я (содействие террористической деятельности), выведены из компетенции присяжных. «Теперь все будет ровненько. Чубайс получил отпор через суд присяжных и пошел по накатанной схеме», – сказал Квачков.
«Та спешка, в которой все было сделано, говорит о том, что бывший чиновник, а ныне руководитель крупной госкорпорации все-таки решил довести дело до конца», – добавил его адвокат.
За день до ареста вступил в силу приговор, третий по счету, которым полковник в отставке и другие фигуранты дела о покушении на Чубайса были оправданы: 22 декабря судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ оставила без удовлетворения представление прокуратуры на решение Мосгорсуда от 29 сентября. После оглашения постановления представитель обвинения заявил, что правоохранительные органы должны возобновить расследование дела по факту покушения. «Как только приговор вступает в силу, должны приниматься какие-то действия, чтобы найти реальных виновников», – сказал прокурор.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, покушение на тогдашнего главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса было совершено 17 марта 2005 года на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области. В этом преступлении обвинили Владимира Квачкова, а также отставных десантников Роберта Яшина и Александра Найденова и сына бывшего главы Минпечати РФ Ивана Миронова. Им инкриминировалось покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ч. 3 ст. 223 УК РФ) и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ). Следствие выдвинуло версию, согласно которой «обвиняемые, зная о пути и времени передвижения потерпевшего, согласно заранее разработанному плану, ожидали его на Митькинском шоссе. В тот момент, когда автомобиль потерпевшего приблизился, они взорвали приготовленное взрывное устройство мощностью 11,5 кг в тротиловом эквиваленте. После этого обстреляли из автомата Калашникова машину, в которой находился Чубайс, а также автомобиль сопровождения». Тогда никто не пострадал. Преступление, по версии следствия, было совершено на почве экстремистских взглядов и неприязни к Чубайсу.
В июне 2008 года коллегия присяжных оправдала Квачкова, Найденова и Яшина. Дело Миронова к тому моменту расследовалось отдельно. После того как Чубайс оспорил решение Мособлсуда, эти дела были объединены.
В ночь на 21 августа в Мособлсуде присяжные после более чем восьмичасового совещания большинством голосов вновь оправдали Квачкова и других проходивших по этому делу.
В сентябре аналогичный вердикт вынесли присяжные Мосгорсуда. Квачков был оправдан с формулировкой «за непричастностью к событию преступления». Они посчитали, что фигурантам хватило бы профессионализма довести дело до конца. «Получается, что полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков и двое других обвиняемых – бывшие десантники Александр Найденов и Роберт Яшин – оказались просто не в то время и не в том месте», – заявили в суде. Сразу же после оглашения вердикта Анатолий Чубайс назвал решение присяжных ошибкой. «Я знаком с материалами дела, и у меня вина Квачкова, Яшина и Найденова не вызывает сомнений. Однако присяжные вынесли тот вердикт, который вынесли. Я считаю, что это ошибка», – заявил он. Представитель Чубайса Андрей Шугаев после провозглашения вердикта заявил журналистам, что его доверитель не будет обжаловать вердикт, хотя уверен в виновности подсудимых. По мнению адвоката, присяжные руководствовались социально-бытовыми доводами: «Ну не любят его (Чубайса), что тут поделаешь», – пояснил адвокат, добавив, что «в данном случае нелюбовь общества к Чубайсу перевесила здравый смысл».
Новые обвинения против Квачкова Чубайс не комментирует. «Я не готов комментировать детали предъявленных ему обвинений, но, насколько я помню, наши правоохранительные органы предъявляют обвинение в организации вооруженного мятежа впервые за долгие годы, а дело это нешуточное», – написал он 24 декабря в своем блоге.