Преображенский суд Москвы во вторник огласил приговор бывшему инспектору ГИБДД Олегу Соколову, который в марте этого года распорядился организовать «живой щит» из гражданских автомобилей на МКАД.
Показательно, что завели дело, довели до суда, а суд согласился с выводами следствия
Бывший инспектор признан виновным в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) и отправлен в колонию-поселение на один год, притом что максимальное наказание по этой статье составляет четыре года лишения свободы.
Во время следствия и судебного разбирательства Соколов находился под подпиской о невыезде. После оглашения приговора он был взят под стражу в зале суда.
«В соответствии со статьей 47 УК РФ он лишен права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов РФ сроком на один год», – сообщила РИА «Новости» пресс-секретарь суда Лолита Дарчиева.
Приговор суда не вступил в законную силу и может быть обжалован в течение десяти суток в кассационной инстанции Мосгорсуда.
«Приговор обоснованный и законный. Совершенно очевидно, что инспектор превысил должностные полномочия, – прокомментировал приговор газете ВЗГЛЯД вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – В правилах дорожного движения сказано, что по требованию сотрудника милиции водитель обязан остановиться и предъявить документы. Все. А вот ставить «живой щит» или ставить машину как-то поперек он не обязан. Поэтому приговор очень мягкий. Если бы это был не сотрудник милиции, а кто-то другой, то, естественно, приговор был бы намного серьезнее. Если бы гражданин своей машиной умышленно ударил машину милиции так, как ударили его машину, то было бы и три года, и пять».
«Очень важен не приговор, а сам процесс, – в то же время заметил он. – Показательно, что завели дело, довели до суда, а суд согласился с выводами следствия.
«Вообще, пора взяться за гаишников. Они если и не превышают власть, то злоупотребляют властью: стоят не на своей территории, оформляют протоколы без свидетелей, человек просит адвоката, а они ему не дают. Теперь к таким противозаконным действиям милиции будет привлечено внимание», – ожидает Ольшанский.
«Наказан человек, который отдавал приказ. Наказание должно было последовать. Но никто не ожидал, что оно будет настолько серьезным, – признался газете ВЗГЛЯД председатель московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Все думали, что ему дадут максимум условное наказание. Этот процесс – показатель того, что общество, если захочет, может добиться результатов. Все в данном случае говорит о том, что справедливости можно добиться. В следующий раз такое уже вряд ли может случиться, а если случится, то виновные понесут ответственность».
«Если бы это было условно или с отсрочкой на 14 лет, как было в Иркутске, я бы сказал, что это очень смешно, но конкретный срок конкретному человеку – показатель того, что в данном случае победило общество», – добавил он.
Напомним, в начале марта москвич Станислав Сутягин разместил видеообращение, в котором рассказал, как сотрудники милиции, проводившие операцию «Борсетка», остановили около десятка автомобилей на МКАД между Щелковским и Ярославским шоссе, заставили водителей выйти и устроили «живой щит». В итоге серебристая Audi с вооруженными преступниками протаранила два автомобиля и помчалась дальше. Что интересно, к задержанию бандитов ноу-хау милиционеров не привело – они были задержаны лишь через несколько дней.
Сутягин больше всего возмутился заявлением сотрудников ГАИ, что на компенсацию участникам «щита» рассчитывать не следует.
Поднялся нешуточный скандал. Глава МВД обвинил подчиненных в непрофессионализме, Следственный комитет начал проверку, а начальнику столичной ГИБДД Сергею Казанцеву пришлось отчитываться перед депутатами Госдумы. Причем перед этим самому Казанцеву был объявлен строгий выговор от руководителя ГУВД Москвы Владимира Колокольцева.
Несколько инспекторов еще до окончания ведомственной проверки получили взыскания. Командир 1-го полка ДПС подполковник милиции Александр Козлов был освобожден от должности.
Начальник столичной милиции также лично принес извинения водителям, чьи автомобили пострадали.
Объясняя произошедшее, Казанцев посетовал, что подчиненные не довели до него вовремя информацию. «Если бы я сразу об этом узнал, я бы вызвал этих двух пострадавших, вручил бы им благодарности за самоотверженные действия по задержанию особо опасных преступников и принял бы меры к ремонту», – заверил начальник столичной ГИБДД, пообещав сделать это в самое ближайшее время.
В итоге пострадавшие в «живом щите» автомобили восстановили силами московской милиции, а их водители получили благодарственные грамоты. При этом Станислав Сутягин оказался последователен – от грамоты он отказался, объяснив это тем, что выбора у него не было: ослушаться дорожных инспекторов он не мог, а значит, о подвиге и сознательном решении помочь милиции речь тоже идти не должна.
«Я вас благодарю за вашу самоотверженную помощь в поимке особо опасных преступников», – сказал Казанцев, пытаясь вручить грамоту. «Товарищ генерал, извините, но я не могу принять», – возразил Сутягин. На вопрос, почему, водитель ответил: «Если бы меня попросили и я сам лично поставил машину, перегородил, тогда бы я, наверное, ее заслужил. А в тот момент я не знал, что происходит». «Тогда я вручаю вам ценный подарок – часы от службы ГИБДД», – нашелся Казанцев.
Через несколько дней анонимные источники «слили» в СМИ информацию о том, что у Сутягина самого не все в порядке с законом: за три года он 18 раз привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. «Мы все не без греха. Нарушаю. Специально этого никогда не делаю. Спешу, иногда бываю невнимательным, но никогда не «договариваюсь» с инспекторами, пытаясь нарушить закон. Взяток не даю. Поэтому, видимо, и такое большое количество протоколов», – заметил на это Сутягин.
В августе Казанцев, занимавший свою должность с 2001 года, написал рапорт об отставке в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе.
По мнению Сергея Канаева, отставка Казанцева и приговор инспектору – «звенья одной цепи». «В апреле месяце мы стояли в пикетах за отставку Казанцева, а уже в мае мы знали о том, что его снимут. Это отголоски того дела», – считает он.
«Это показательное дело, когда все получили по заслугам: человек, который боролся за свои права (починили машину и дали часы), люди, которые отдавали приказы, человек, который командовал на месте, и люди, отвечающие за работу столичной ГИБДД. Это дело можно закрыть и вписать в историю как показатель того, что общество не должно молчать, а должно бороться за свои права», – отметил Канаев.