Ехать – ближний свет
Я очень боюсь, что сейчас запутают людей: кто и как будет все это понимать, сказать трудно
20 ноября вступают в силу поправки в Правила дорожного движения, а с 21-го начинает действовать новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, в которой вводятся новые санкции.
В ГИБДД отмечают, что внесенные изменения приводят ПДД в соответствие с международными нормами. В частности, теперь российские водители, как и многие их зарубежные коллеги, обязаны ездить с включенным ближним светом фар вне зависимости от времени суток. Вместо фар разрешается использовать дневные ходовые огни, которые включаются автоматически при начале движения и устанавливаются на некоторых современных моделях автомобилей.
Изменения касаются также и пешеходов. Если раньше п. 14.1 предписывал водителю транспортного средства «уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу», то теперь эта формулировка уточнена во избежание двояких толкований. В новой редакции говорится, что «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».
Новые правила обязывают пристегиваться ремнями безопасности всех водителей без исключений. Старая редакция позволяла не пристегиваться инструкторам во время занятий по обучению вождению, а также водителям автомобилей оперативных служб.
«Исключений больше не будет. Согласно проведенным исследованиям, использование ремней безопасности является чрезвычайно эффективным профилактическим средством и практически на 50% снижает тяжесть последствий при ДТП. Несколько лет назад российские водители, несмотря на все увещевания и разъяснительную работу, пристегивались крайне неохотно, но после увеличения штрафа за неиспользование ремней безопасности большинство водителей и пассажиров стали пристегиваться, как результат, снизилась тяжесть последствий при ДТП», – пояснили в ГИБДД.
Движение по кругу
#{smallinfographicright=345940}В ГИБДД отмечают, что с поправками меняются правила проезда перекрестков с круговым движением.
«Сейчас приоритет имеет въезжающий на круг, а после вступления поправок в силу «главными» станут водители, которые уже находятся на кругу – едут по нему или выезжают, но это относится только к перекресткам с круговым движением, при подъезде к которым будут установлены дорожные знаки «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Фактически на таких перекрестках правила поменяются с точностью до наоборот», – пояснили в ГИБДД.
То, о чем говорится в этом пояснении, изложено в п. 13.9, где вписан новый абзац: «В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами». Ряд СМИ уже написали, что перекрестки с круговым движением надо проезжать по-новому.
Однако председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД обратил особое внимание на то, что на самом деле ничего не меняется. «Уступать дорогу, если на въезде на перекресток с круговым движением установлены эти знаки, нужно и сейчас, – отметил он. – Но если этого знака нет, то правила прежние – помеха справа, водитель, въезжающий на перекресток, пользуется преимуществом».
«Я очень боюсь, что сейчас запутают людей: кто и как будет все это понимать, сказать трудно. Разумным объяснением было бы такое: «Следите за знаками, если они не поменялись, то правила прежние». Объяснения, которые дают в ГИБДД, не выдерживают никакой критики», – добавил он.
Вместе с тем эксперт отметил, что некоторые новые нормы находит абсолютно оправданными. «К таким я бы отнес включение ближнего света. В странах, где такое решение принято, отмечено существенное снижение аварийности. Для России это особенно важно, учитывая наш климат, постоянные сумерки и плохую освещенность дорог.
Что касается пропуска пешеходов, боюсь, что далеко не все водители это воспримут. Раньше, например, вы поворачиваете или двигаетесь и понимаете, что можете проехать «зебру» быстрее, чем идущий по ней пешеход, и это нормально, поскольку было требования не осуществлять помех пешеходу, а теперь по-другому: он вступил на зебру, и вы должны остановиться вне зависимости от того, в какой полосе вы находитесь. Боюсь, многие водители не сразу к этому привыкнут, хотя, в общем, защищать интересы пешеходов, наименее защищенной части участников дорожного движения, правильно».
Новый поворот
В соответствии с новой редакцией ПДД, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено правилами, знаками и (или) разметкой.
Поворот налево и разворот не допускаются:
– там, где установлены соответствующие запрещающие или предписывающие знаки либо знаки «Направления движения по полосам» без стрелок, направленных влево. Также не допускается левый поворот под знаки «Место для разворота» и «Зона для разворота»;
– там, где нанесена сплошная или двойная сплошная линия разметки либо имеется неразрывная разделительная полоса;
– кроме того, разворот запрещен на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах и путепроводах, железнодорожных переездах, в местах остановки маршрутных транспортных средств и участках с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров, а также в разрывах разделительной полосы на автомагистрали и на любых дорогах с односторонним движением.
Новые правила уточняют, что в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
На любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.
Внесены изменения и в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Новые правила запрещают ставить на одну ось ошипованные шины, а на другую – шины без шипов.
Разложили по понятиям
В соответствии с европейскими стандартами в ПДД введены новые дорожные знаки
Поправки, введенные в ПДД, меняют и значение понятия обгона. Теперь обгоном считается опережение транспортных средств, связанное не с выездом из полосы, а «с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)».
Правила обгона тоже изменились: теперь в зоне действия знака «Обгон запрещен» разрешается обгон гужевых повозок, мопедов, мотоциклов без коляски и тихоходных транспортных средств.
Вводятся также новые понятия:
«Дневные ходовые огни – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток».
«Ограниченная видимость – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами».
«Препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и тому подобное), не позволяющий продолжить движение по этой полосе». Отдельно оговаривается, что «не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил».
«Опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».
В соответствии с европейскими стандартами в ПДД введены новые дорожные знаки:
«Аварийный выход». Указывает место в тоннеле, где находится аварийный выход.
«Направление движения к аварийному выходу». Указывает направление к аварийному выходу и расстояние до него.
«Телефон экстренной связи». Указывает место, где находится телефон для вызова оперативных служб.
«Огнетушитель». Указывает место, где находится огнетушитель.
Новые штрафы
По новым правилам, водители, которые будут выезжать на трамвайные пути встречного направления, будут наказываться жестче. За это нарушение усиливается ответственность: теперь вместо штрафа у автомобилистов будут отнимать права на срок от четырех до шести месяцев.
Изменения в штрафах коснулись и выезда на встречную полосу. Ранее за такое нарушение сразу отбирались права, теперь же статья дополнена штрафом в 5 тыс. рублей. При этом нарушение должно быть зафиксировано средствами автоматической видеофиксации.
«Если нарушение зафиксировала камера, то нарушителю будет выслана по почте видеозапись нарушения или фотоснимок. В таком случае вы заплатите 5 тыс.», – рассказал эксперт. Если же водителя остановил сотрудник ГИБДД, то «составляется протокол, проходит суд и права изымаются».
Также увеличивается со 100 рублей до 300 штраф за нарушение статьи «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги».
По новым стандартам проезд по «встречке» для поворота или разворота приравнивается к выезду на встречную полосу, то есть карается лишением прав. Раньше за такое нарушение водитель получал штраф в размере от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Езда по дороге с односторонним движением в неправильном направлении в связи с новыми правилами будет караться штрафом в 5 тыс. рублей либо лишением прав на четыре–шесть месяцев. Ранее за такое нарушение «отделаться» штрафом водители не могли.