План мэра Москвы Сергея Собянина по борьбе со столичными пробками опубликован на сайте правительства Москвы. Документ называется «Комплексный план мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла». В нем содержится список решений проблем заторов в Москве.
Отметим, что, вероятно, из-за этого документа, точнее, количества желающих с ним ознакомиться, сервер правительства все утро среды работает с перебоями, примерно на полтора часа он оказался полностью недоступен.
Парковки
Ни Конституция, ни законодательство не допускают ограничений по передвижению по стране в зависимости от принадлежности к тому или иному региону
Одним из основных пунктов «плана Собянина» стало «увеличение числа парковочных мест». Прокомментировать этот пункт документа газета ВЗГЛЯД попросила независимого депутата Госдумы РФ, председателя Движения автомобилистов России (ДАР) Виктора Похмелкина.
«Для того чтобы увеличить число парковочных мест, нужно, во-первых, отказаться от любого строительства в центре Москвы, – отметил эксперт, – во-вторых, следует строить многоярусные парковки – они и недорогие, и много места не занимают, зато там можно разместить большое количество машин».
Глава ДАР добавил, что если построить многоярусные парковки не удается в силу объективных причин – например, малого количества места, то следует строить подземные парковки. «Но главное – это доступность по ценам. Ее надо сделать разумной и стимулирующей», – отметил Похмелкин.
«В-третьих, нужно освобождать центр от госучреждений, от зданий органов государственной власти. Им абсолютно нечего делать в центре. Посмотрите – все федеральные службы и агентства расположены в пределах Садового кольца. Совершенно спокойно можно перенести и Думу, и Совет Федерации, даже администрацию президента за Садовое или даже за Третье транспортное кольцо», – считает депутат.
Общественный и личный транспорт
#{image=457162}Следующим ключевым пунктом в «плане» называется строительство обособленных дорог для скоростного общественного транспорта – автобусов, троллейбусов. По словам Похмелкина, вопрос пробок это решит мало – водители все равно будут занимать все дорожное полотно: «Автомобилисты буду заезжать на обособленную дорогу во время пробок до тех пор, пока это не будет жестко пресекаться. И если делать дорогу, то не за счет существующей проезжей части, а за счет сокращения тротуаров, введения дополнительных полос», – подчеркнул глава ДАР. Но, по его словам, тут авторы «плана» сталкиваются с проблемой: «Крайние правые полосы всегда заставлены автомобилями». Похмелкин считает, что нужно решать проблему очищения полос от таких автомобилей как раз путем строительства парковок.
Есть в «плане Собянина» и спорные пункты: например, «ограничение движения пассажирского иногороднего транспорта в центр Москвы». Получается, что для въезда в столичный центр необходимо иметь код региона – 77, 99 или 177. В противном случае проезд будет закрыт.
По словам Похмелкина, это дискриминация и это незаконно. «Ни Конституция, ни законодательство не допускают ограничений по передвижению по стране в зависимости от принадлежности к тому или иному региону», – заявил эксперт и добавил, что сама система нумерации пришла в негодность. «МВД уже давно говорит, что нужно менять систему нумерации, выводить ее на федеральный уровень, а не оставаться на региональном. Должна быть создана единая система учета транспортных средств», – заверил Похмелкин.
Тем не менее как москвич и водитель автомобиля с московскими номерами эксперт идею поддержал. «Но как юрист нет», – прервал сам себя глава ДАР.
По «плану Собянина», будет произведена «замена маршрутных такси на средства большей вместимости». По словам Похмелкина, это не имеет отношения к пробкам и проблему не решит, а только усугубит. «Замена маршруток на автобусы не изменит ситуацию. Возможно, имеется в виду, что маршрутки не так безопасны, как автобусы», – предположил эксперт.
Что касается пробок, то «маршрутные такси менее габаритные и более маневренные», – рассказал Похмелкин. «Скажу как водитель, маршруток в Москве я практически не замечаю, а габаритные автобусы мешают движению очень сильно. Они медлительны, неповоротливы. Посмотрите, даже для того чтобы автобусу отъехать от остановки, нужно забрать еще один ряд дороги», – подытожил эксперт.
Грузовики
Важным пунктом в документе по борьбе с пробками является запрет въезда грузовиков на территорию Москвы в дневные часы. «Это решение абсолютно правильное», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД руководитель научного центра «Управление перевозками грузов автомобильным транспортом» Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Иван Батищев.
По словам Батищева, нужно воспользоваться опытом европейских стран. «Грузовики должны ездить как во всей Западной Европе, да и вообще по всему миру, то есть в ночной период. Это исключит пробки и заторы в движении транспорта. Для перевозки в дневное время, я думаю, будут использовать малотоннажные автомобили – «Газели», «бычки», – рассказал эксперт.
Работать это должно по следующей схеме: многотоннажные автопоезда будут доезжать до Москвы или области, где их будут разгружать на складах, товар же – перекладывать в малотоннажные грузовики и далее развозить по местам. «Возможно, это приведет к удорожанию продукта, но будет достигнута более важная цель – разгрузятся дороги. Допускаю, что фактор свободных дорог сможет перекрыть увеличение стоимости продукта за счет использования маленьких грузовиков. К тому же, никто не возбраняет работу ночью – спокойно доехал до склада и разгрузился. Так работает Европа, в частности Париж. Слышали, наверное, выражение – «чрево Парижа работает только ночью», – привел пример эксперт и добавил, что некоторый крупногабаритный транспорт все же будет работать в дневное время. «Это уборочные, поливальные машины. Без них никуда», – заверил Батищев.
Возможно, это приведет к удорожанию продукта, но будет достигнута более важная цель – разгрузятся дороги
Отметим, что пункт о запрете проезда грузовиков по центру столицы днем уже вызвал возмущение у водителей малотоннажного транспорта. Межрегиональный профсоюз «Дальнобойщик» направил открытое письмо заместителю мэра столицы Николаю Лямову, в котором заверил власти, что ограничение въезда собьет жесткие графики поставки продуктов в супермаркеты. Отсюда – либо пустые полки, либо забитые под завязку склады, где товар портится, так как не успевает продаться. Обращение представителей профсоюза опубликовано в газете «Комсомольская правда».
По словам водителей фур, возникнут заторы на всех федеральных трассах в области и на двух возможных объездных маршрутах – магистралях А-107 и А-108, поскольку грузовики будут ждать ночи, чтобы въехать в Москву. Обочины подмосковных дорог превратятся в склады мусора, так как на них будут целыми днями стоять грузовики.
Дальнобойщики предлагают свои методы решения проблем. Впрочем, их идеи не отличаются от мыслей Батищева. В сообщении говорится: «Прежде всего нужно построить в области стоянки для большегрузного транспорта. После этого нужно организовать логистические центры в 15–30 километрах от МКАД. Приехала туда фура, груз раскидали по четырем–пяти небольшим грузовикам и отправили в город».
Еще одна идея – построить ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога), которая изрядно разгрузит Московскую кольцевую и Малое бетонное кольцо. Также предлагается перестроить график работы складов и магазинов в Москве, чтобы грузовики могли спокойно заезжать в столицу ночью.
Руководитель профсоюза Валерий Войтко высказал уверенность, что если власти прислушаются к идеям дальнобойщиков, то «необходимость ограничения въезда грузовиков отпадет сама собой».
Ремонт дорог
Еще одним важным пунктом в «плане» мэра является «Введение запрета на проведение плановых работ дорожно-эксплуатационных служб в дневное время». Эксперты согласились и с этой идеей.
«Я поддерживаю эту идею. Единственное, что надо учесть – не нарушит ли это качество дорог», – предупредил Виктор Похмелкин. В свою очередь Иван Батищев заявил, что «необязательно дробить после 11 вечера. Есть вариант, что можно копать, например, с 21.00 или 20.00 до 23.00».
Пожалуй, самым волнующей для москвичей идеей Собянина по предотвращению дорожных пробок стала «Ликвидация троллейбусов с центральных улиц», так давно полюбившимся горожанам. Тем не менее эксперты считают, что разгрузить дороги это поможет. «Абсолютно точно это разгрузит дороги, – считает Батищев. – Троллейбусы медленные, они прикованы к линиям электропередач».
Тем не менее троллейбусы – один из немногих экологически чистых видов транспорта, оставшихся в Москве. Но и в этом случае нашлась альтернатива. «Его (троллейбусный транспорт – прим. ред.) можно заменить новыми, удобными автобусами с двигателями «Евро-5», у которых очень слабый выхлоп. Соответственно и загрязняют они воздух очень слабо, это незаметно».
Предложения с мест
Кстати, свое видение проблемы в среду представила и столичная милиция. Ее представители передали мэру Москвы Сергею Собянину свои предложения по борьбе с пробками на дорогах, сообщает РИА «Новости», ссылаясь на начальника столичного ГУВД Владимира Колокольцева. «Мы на нескольких листах изложили свое видение проблемы и представили эти предложения мэру», – сказал глава ГУВД Москвы, однако не уточнил, в чем заключаются эти предложения. «Если они будут учтены, то мы ожидаем улучшения ситуации», – добавил он.
И.О. пресс-секретаря ГУВД по городу Москве Сергей Гуляев комментировать содержание письма отказался. «На данный момент я ничего не могу сказать по этому поводу. Пока что мы не комментируем письмо Сергею Собянину», - заявил газете ВЗГЛЯД Гуляев.