Москва нуждается в ста мечетях, каждая из которых по вместимости должна быть сопоставима с Храмом Христа Спасителя, считает имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. «Это должны быть красивые, просторные, украшающие город (мечети – прим. ред.) Если бы было 100 мечетей в разных районах вместимостью от пяти до десяти тысяч человек, я думаю, тогда мусульмане-москвичи чувствовали бы себя достаточно комфортно», – заявил имам в эфире радио «Русская служба новостей».
Несколько лет назад в Париже из-за беспорядков сожгли пять тысяч машин, много человек пострадало, а в Москве такого никогда не было
О том, сколько мечетей должно быть построено, на сколько прихожан они должны быть рассчитаны и как строительство повлияет на этническую и религиозную ситуацию в столице, газете ВЗГЛЯД рассказал доктор исторических наук, заместитель председателя научного совета Московского Центра Карнеги, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко.
ВЗГЛЯД: Алексей Всеволодович, имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов заявил, что в Москве на данный момент проживают около двух миллионов мусульман. Один миллион – коренные москвичи, второй – приезжие. Насколько это соответствует действительности?
Алексей Малашенко: Никаких официальных цифр по поводу мусульманского населения в Москве нет, равно как и в России, потому что нет конфессиональной статистики. Называются цифры от 600 тысяч человек до двух миллионов. Кстати, два миллиона называл Юрий Лужков, когда еще был мэром столицы. Представитель совета муфтиев Москвы Равиль (Гайнутдин – прим. ред.) называет цифру в полтора миллиона. Если брать официальную этническую статистику, там будет, дай бог, тысяч 400. Но все это липовые цифры. По моим данным, мусульманское население колеблется от одного до полутора миллионов человек.
ВЗГЛЯД: Какой процент составляют приезжие и какой москвичи?
Алексей Малашенко поддерживает инициативу имама Шамиля Аляутдинова о строительстве мечетей в Москве, но мнения расходятся в количестве (фото: carnegie.ru) |
А.М.: Это не имеет никакого значения. Потому что приезжим может считаться человек, который прожил в Москве 10 лет. А у него есть дети, иногда даже внуки. Слишком размытые рамки.
ВЗГЛЯД: Аляутдинов заявил, что в Москве нужно построить целую сотню мечетей. Не завышенная ли цифра?
А.М.: Шамиля я очень уважаю. По мне, так это самый талантливый и справедливый богослов. Но какие-то вещи он может говорить эмоционально. Одно могу сказать точно – у нас мечетей до неприличного мало. Насколько я помню, ранее называлась цифра 40 мечетей. Точное число необходимых мечетей установить невозможно. Оно возникает, как известно, в связи с потребностями, которые могут быть разными.
Есть коренные москвичи-мусульмане – это татары. По данным прошлой переписи населения, проходившей в 2002 году, их количество составляет приблизительно 250 тысяч человек. Кроме них, в Москве есть иммигранты из России – это те же татары, башкиры, приезжие с Северного Кавказа. Эти национальности относятся к суннитским мусульманам. А есть еще азербайджанцы – большинство из них шииты. И когда шииты празднуют свой праздник ашуру, они ходят и бьют себя цепями, течет кровь. Это суннитов не устраивает, потому что по их религии это неправильно. Между мусульманами были разногласия по этому поводу.
ВЗГЛЯД: Считаете, что нужно построить отдельные мечети для суннитов и шиитов?
А.М.: Азербайджанцев в Москве тысяч 400, наверное, есть. Хотя бы одну мечеть надо им все-таки построить. Самое главное – это не создавать прецедента конфликта. Москва – самый большой мусульманский город в Европе. Надо быть тактичными по отношению друг к другу. Кстати, наш муфтият очень близко общался с Лужковым, и в вопросе мусульманства он большой молодец, многого добился. Самое главное – не создавать мусульманских гетто. Если они появятся, вот тут нам мало не покажется. Мусульмане в Москве живут дисперсно. И это наше отличие от Лондона, Парижа, Стокгольма и так далее. И это нужно сохранить любой ценой.
ВЗГЛЯД: Мы коснулись довольно щепетильной темы для многих москвичей. В столице и так напряженная этническая и религиозная обстановка. Как на нее повлияет строительство большого количества мечетей?
А.М.: Все познается в сравнении. А посмотрите на Париж, Лондон, Германию – там намного хуже ситуация. Вспомните, несколько лет назад в столице Франции из-за беспорядков сожгли пять тысяч машин, много человек пострадало. В Москве такого никогда не было. Еще отличие – у нас нет проблемы платков. Все ходят как хотят, и девки, кстати, очень симпатичные. А в Европе есть. Нам надо держаться на своем уровне. В Москве и России вообще огромное количество смешанных браков. Могу даже сказать, что у москвичей есть терпимость, толерантность. Конечно, существует проблема кавказофобии, но это совершенно другая тема.
ВЗГЛЯД: Вы поддерживаете идею строительства мечетей в Москве. Но где они должны располагаться?
А.М.: У нас нет мусульманских гетто, этнических анклавов. И когда демократы, консерваторы, мусульмане, представители администрации думали, где поставить мечети, то толком никто ничего не сказал. Я живу в Митино и считаю, что тут мечеть должна быть обязательно, но доказать это я не могу, потому как я вижу нуждающихся людей, но какое их количество, я не знаю, да и никто не знает. Я считаю, что эта проблема создалась из-за недобросовестной работы администрации. Ну а конкретные места указать я, к сожалению, не могу.
ВЗГЛЯД: Аляутдинов сказал, что хочет видеть мечети размером с Храм Христа Спасителя, являющегося, кстати, самым большим православным храмом в мире. Не слишком ли большие размеры заявил Аляутдинов?
А.М.: Мечеть – это не только внутреннее помещение. Мечеть – это некое пространство. Для Москвы, не считая Соборной мечети, оптимальное пространство – на 2 тысячи человек с учетом двора. Такие большие мечети, как Храм Христа Спасителя, Москве не нужны.
ВЗГЛЯД: Кто, по-вашему, должен платить за постройку мечетей?
А.М.: Деньги должны дать три источника: во-первых, государство. Оно должно участвовать в финансировании мусульманского образования. Во-вторых, должна раскошеливаться община. Хочешь иметь мечети, хочешь хороший тротуар – давай выкладывай бабки. И, в-третьих, это мусульманское меценатство. У нас огромное количество богатых мусульман, в том числе миллиардеров – кавказцев, татар. Пусть раскошеливаются, это совершенно нормально.