Председатель транспортного комитета Думы, член партии «Единая Россия» Сергей Шишкарев предложил ввести маркировку специальной акцизной маркой машин, ввезенных из-за рубежа на срок более полугода, пишет газета «Ведомости». Во вторник в Госдуму должны поступить соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения», Таможенный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Любые дополнительные ограничения для граждан и дополнительные полномочия для административных органов – это источник коррупции
Как уточняет «Коммерсантъ», под «акцизной маркой» подразумевается несколько десятков тысяч невидимых микроточек, которые несут закодированную информацию – набор цифр или букв, которые наносятся на основные узлы автомобиля: кузов, двигатель, подвеску. Речь идет об австралийской технологии Data Dot. Автомобили без такой маркировки предполагается запретить к эксплуатации.
Председатель движения автомобилистов России в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД выступил с жесткой критикой инициативы.
– Виктор Валерьевич, чем вас не устраивает эта депутатская инициатива?
– Во-первых, она противоречит антимонопольному законодательству. Если и вводить какие-то антиугонные действия, они должны исходить из возможности конкуренции и участия в этом нескольких компаний. А насколько я знаю, в проекте предполагается наносить совершенно определенную маркировку.
Виктор Похмелкин недоумевает, почему проект затрагивает только иномарки (Фото: autorus.ru) |
Во-вторых, это навязываемая услуга, которая противоречит гражданскому законодательству. Любой автовладелец вправе выбирать только те формы и способы защиты свого автомобиля, которые считает приемлемыми для себя.
– А почему норма вводится только для ввозимых иномарок?
– Вот именно: это тоже нарушение равенства производителей перед законом. По идее, маркировку тогда надо наносить и на автомобили, производимые в Российской Федерации.
– Сколько автовладельцам будет стоить такой способ защиты?
– Добровольная маркировка, которая существует сейчас, обходится в сумму от 3 до 5 тыс. рублей. Видимо, порядок цифр будет приблизительно таким же.
– Как вы считаете, если в проект поправок будут внесены изменения и маркировка станет обязательной для всех автомобилей, это будет работать?
– Будет работать только в том случае, если подобную маркировку сделают обязанностью производителя. Но дело в том, что производитель и сейчас ставит свою штатную сигнализацию... Если это будет общее решение всех производителей автомобилей и в России, и за рубежом, то пожалуйста. Но нужно отметить, что это приведет к удорожанию автомобиля. К тому же перед этим должен быть принят соответствующий закон – раз, и быть заключены соответствующие международные договора – два.
– А вы сомневаетесь в том, что закон будет принят.
– В таком виде он точно не может быть принят, поскольку противоречит некоторым конституционным положениям. Я думаю, юридические службы администрации президента и правительства в таком виде его не пропустят.
– Виктор Валерьевич, сейчас все новые законы проверяются на коррупциогенность. Как вы полагаете, этот документ дает лазейки для взяточников?
– Конечно, потому что маркировку предполагается наносить на таможне. А любые дополнительные полномочия таможенным органам, как, например, эти, чреваты коррупцией и произволом.
– Соблазн, наверное, может ли возникнуть и у проверяющих органов?
– Я не знаю, кто и как будет это отслеживать. Если возлагать такую обязанность на ГИБДД, то надо вводить ответственность за нарушения. А любые дополнительные ограничения для граждан и дополнительные полномочия для административных органов – это источник коррупции.
– У этого законопроекта вы находите много минусов. А что, на ваш взгляд, нужно сделать для действенной борьбы с угонами машин?
– В глобальном смысле необходимо строительство надежных охраняемых паркингов, потому что подавляющее большинство машин у нас угоняются из дворов. При этом паркинги должны быть доступны по цене, чтобы каждый владелец автомобиля мог воспользоваться этим предложением.