Победителем конкурса на замещение должности директора Московского института теплотехники, где разрабатывалась межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования «Булава», стал Сергей Никулин, передает ИТАР-ТАСС.
Результаты конкурса будут доложены руководству Роскосмоса, которое примет решение о назначении гендиректора МИТ
Решение конкурсной комиссии озвучили в понедельник в Федеральном космическом агентстве. До сегодняшнего дня Сергей Никулин возглавлял Московский машиностроительный завод «Вымпел».
«Результаты конкурса будут доложены руководству Роскосмоса, которое примет решение о назначении гендиректора МИТ. Предполагается, что на это потребуется примерно неделя», − заявили «Интерфаксу» в пресс-службе Роскосмоса.
Сергей Петрович Никулин родился в 1954 году. Образование высшее техническое, работал начальником цеха, заместителем главного инженера, директором малого государственного предприятия; женат, имеет двоих детей, говорится на сайте Биография.Ру.
ММЗ «Вымпел» − старейшее предприятие оборонного комплекса Москвы. Выполняет заказы Росавиакосмоса. В рамках конверсии разрабатывает и выпускает установки для рентгеновской диагностики в области здравоохранения, такие как рентгенодиагностические комплексы РДК-50/6, беспленочные флюорографы «Ренексфлюоро» и другое оборудование рентгеновских медицинских кабинетов.
Напомним, должность гендиректора Московского института теплотехники (МИТ) освободилась в конце июля этого года. Юрий Соломонов, более 10 лет управлявший предприятием, подал в отставку после очередного неудачного запуска «Булавы».
Ракета стартовала с тяжелого атомного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря 15 июля. Запуск прошел неудачно: из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась. Сразу после этого Министерство обороны создало комиссию по расследованию причин самоликвидации. А эксперты начали высказывать сомнения в целесообразности продолжения испытаний.
22 июля стало известно, что Соломонов уходит в отставку. «Юрий Семенович написал заявление об увольнении по собственному желанию и был уволен с совмещенной должности генерального директора и генерального конструктора МИТ», – заявили в пресс-службе Роскосмоса, подчеркнув, что МИТ нуждается в новой системе управления.
В частности, совмещение в одном лице должностей генерального директора и генерального конструктора предприятия признано нецелесообразным, заявили в Роскосмосе.
СМИ неоднократно называли неофициальные причины постоянных сбоев при запусках. Указывалось, что специалисты института теплотехники традиционно разрабатывают ракеты наземного базирования и при создании «Булавы» должны были освоить методы конструирования принципиально иного вооружения.
Действительно, это мнение ближе всего к истине, однако решение принято, и оборонщикам ничего не остается, как доводить это изделие до ума, даже несмотря на то, что конкуренты МИТ, специалисты ГРЦ им. Макеева, специализирующегося на «подводной» тематике, по свидетельству очевидцев, как-то развесили в коридорах «Севмаша» объявления: «Спроектируем баллистическую ракету. Быстро, недорого».
«Институт теплотехники всегда занимался сухопутными ракетами. Поэтому сама концепция унификации сухопутной и морской ракеты была порочной. Морские и сухопутные ракеты живут в совершенно разных условиях, особенно разнятся у них условия старта. Из морской ракеты сухопутную, наверное, сделать можно, а вот обратно – вряд ли кому-нибудь удастся», − рассказал газете ВЗГЛЯД заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
#{weapon}
По мнению эксперта, в дальнейшем разработкой «Булавы» могло бы заняться Миасское КБ, специализирующееся на морских ракетах. Кроме разработчиков рассматривался вопрос и о смене производителя «Булавы».
Так, 26 августа начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров даже заявил, что производством ракеты будет заниматься другое предприятие: «Ракета будет переведена на другой завод, поскольку проблемы с запуском связаны не с конструктивными особенностями ракеты, а с проблемами на производстве», – сказал он на пресс-конференции в Улан-Баторе.
Однако, как выяснила газета ВЗГЛЯД, перенести такое производство элементарно некуда. В Российской Федерации нет заводов, способных выпускать такие изделия целиком, кроме единственного, который этим на данный момент и занимается, − Воткинского машиностроительного. Этот завод традиционно специализируется в стране на производстве твердотопливных ракет.
И действительно 11 сентября главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий не подтвердил эту информацию: «Переноса производства «Булавы» на другое предприятие не планируется. Сообщения на этот счет – утка и слухи», – отрезал он и добавил, что «будет проводиться серьезная работа по технологическому контролю создания ракеты». «В этом году будет еще один испытательный пуск, все идет по плану», – уточнил Высоцкий.
Но перенос производства и смена разработчика – это еще не самые радикальные меры, которые предлагалось принять в связи с неудачными пусками ракеты. Проект «Булава» уже не раз хотели и вовсе закрыть . Так, в августе источник «Интерфакса» в ракетно-космической отрасли заявил, что в случае дальнейших неудач с запусками разрабатываемой морской стратегической ракеты «Булава» ее могут заменить на уже давно принятую на вооружение «Синеву». «Процедура эта обойдется дорого, но более приемлемого варианта в случае такого развития ситуации просто нет», – отметил он.
Впоследствии это заявление было опровергнуто начальником Генерального штаба ВС РФ генералом армии Николаем Макаровым: «Замена ракет «Булава» на подводных лодках комплексами «Синева» не планируется. «Синева» – это совершенно другой комплекс. Лодки делаются под «Булаву». Чтобы переставить на них «Синеву», надо фактически заново переделывать подводную лодку. Это дорогостоящий проект».
Дело в том, что в случае модернизации под новый комплекс у стратегической субмарины, как правило, вырезается ракетный отсек и встраивается новый, после чего производится монтаж новых систем. В случае «рокировки» «Булавы» на «Синеву» эта непростая задача усложняется в разы: ракета Р-29РМУ2 – жидкостная, тогда как 3М30 – твердотопливная. Несмотря на то, что жидкое топливо в таких ракетах находится в герметичных капсулах, эксплуатация подобных ракет требует принципиально иных систем, которых на «Бореях» нет.
Второй принципиальный момент – геометрические размеры ракет. «Синева» почти на три метра длиннее «Булавы». Ее ракетные шахты просто не впишутся в габарит корпуса лодки. Его придется надстраивать «горбом», как на «Дельфинах». Но в таком случае перестают учитываться все расчеты шумности корабля, а ведь корпус не в последнюю очередь проектируется исходя и из этого параметра. Кроме того, запас устойчивости подводных кораблей и без того невелик, и при механическом увеличении высоты корпуса лодка может просто перевернуться. Меры по предотвращению такой возможности также потребуют внесения кардинальных изменений в исходный проект, считай – проектирования нового корабля.