Заявления начальника Генерального штаба вооруженных сил генерала армии Николая Макарова, сделанные в среду в ходе визита в Монголию, подняли немало шума в прессе. Между тем, при внимательном рассмотрении оказалось, что Макаров либо не вполне компетентен, либо не вполне искренен. Возможно также, эти заявления стали следствием некомпетентности референтов руководителя Генштаба. Но как минимум, они нуждаются в разъяснениях.
В Российской Федерации просто нет заводов, кроме Воткинского машиностроительного, способных выпускать такие изделия целиком
Первое заявление Макарова было связано с известными проблемами вокруг ракетного комплекса морского базирования «Булава». «Производство ракеты «Булава» будет передано на другой завод, поскольку проблемы с запуском ракеты связаны не с ее конструктивными особенностями, а с проблемами на производстве», – заявил руководитель Генерального штаба. По его словам, неудачные запуски «Булавы» оказали «серьезное моральное влияние» на ее разработчиков: главный конструктор уходит в отставку, меняется завод, где будут производиться эти работы.
Трудно поверить, что начальник Генштаба не имеет понятия, что переносить производство элементарно некуда.
В Российской Федерации просто физически нет заводов, способного выпускать такие изделия целиком, кроме единственного, который этим на данный момент и занимается, Воткинского машиностроительного. Этот завод традиционно специализируется в стране на производстве твердотопливных ракет. Аналогичное предприятие – «Южное машиностроительное» – осталось на Украине (кстати, оно исправно поставляет некоторые комплектующие для наших ракет).
Можно предположить, что генерал имел в виду перенос производства не ракеты как таковой, а отдельных ее компонентов. По сведениям газеты ВЗГЛЯД, нарекания испытателей на разных этапах вызывали топливные насосы первой ступени, сопла двигателей и взрывные болты, ответственные за разделение ступеней. Меры по смене поставщиков некачественных деталей уже приняты (в частности, это касается взрывных болтов), но вероятно, этого оказалось мало. Несомненно, когда-нибудь «Булава» станет летать нормально, но полный перенос производства – пока из разряда ненаучной фантастики.
Точно так же следует рассматривать и заявление о размещении на Дальнем Востоке зенитно-ракетных комплексов С-400. Если верить информационным агентствам, глава Генштаба заявил, что такие комлпексы уже развернуты вблизи наших дальневосточных границ. «Мы принимаем такие превентивные меры, чтобы гарантированно обезопасить себя от неудачных пусков и гарантированно исключить падение обломков этих ракет на российскую территорию», – цитируют агентства слова Макарова.
Несомненно, такие планы существуют, но дело за малым: отсутствием самих С-400 в товарных количествах. Кроме того, пока не решен вопрос о закупках ракет большой дальности для этих комплексов. Сами ракеты уже существуют в металле, но, насколько известно, Министерством обороны пока не закупаются. Более того, под их производство нет мощностей. Существующие едва справляются с выпуском С-300 для МО и инозаказчиков. На данный момент данные комплексы развернуты и несут боевое дежурство только в Подмосковье, а на Дальнем Востоке их нет и быть не может.
К тому же, буквально неделю назад Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин откровенно признал, что вверенные ему войска хотели бы иметь С-400 больше и как можно быстрее, но российская промышленность не способна справиться даже со скромными плановыми объемами. По словам главкома, «по гособоронзаказу для ВВС полностью сохранена численность заказываемых систем С-400», но вот сроки их сдачи заказчику (в том числе и из-за кризиса) могут быть изменены на более поздние.
На фоне этих странных заявлений как-то затерялись сообщения о судьбе сделки по покупке во Франции десантного вертолетоносца класса «Мистраль». Хотя до сих пор непонятно, зачем нашему флоту нужен такой корабль, по словам Макарова, «мы ведем переговоры с тем, чтобы до конца года выйти на договорные обязательства, которые позволят произвести и закупить корабль типа «Мистраль». Правда, и тут не обошлось без накладок: «Этот корабль успешно зарекомендовал себя как во Франции, так и Голландии», – сказал НГШ. Вероятно, командование Королевского флота Нидерландов было очень удивлено: Голландия никогда не имела на вооружении кораблей такого типа.
Тем не менее, по нашим данным, переговоры продвигаются весьма быстро, более того, в 10 числах сентября «Мистраль» должен прибыть в Санкт-Петербург на «смотрины». Вероятно, по их результатам и будет принято решение о покупке.
Правда, непонятно, когда корабль станет собственностью ВМФ. Очевидно, что нескоро: в военном бюджете на 2010 и 2011 годы средств на него не предусмотрено. Вообще, процесс передачи заказчику боевого корабля может занимать годы. Кроме того, необходимо решить вопрос о вертолетной группе корабля: специализированные морские десантно-штурмовые вертолеты Ка-29 серийно больше не выпускаются, а у имеющихся на вооружении нескольких десятков машин невысок остаточный ресурс. Очевидно, что этот вопрос необходимо решить до покупки корабля либо закупать вместе с ним авиагруппу.