Сумма ущерба, причиненного коррупционерами по расследованным уголовным делам, приблизилась к 1 трлн рублей, приводит «Интерфакс» слова главы Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александра Бастрыкина.
По сути дела, там идет война, объявленная криминалом государству
«Размер причиненного ущерба (по обвинительному заключению) составляет 896 млрд 59 млн 774 тыс. рублей, – рассказал глава надзорного ведомства в интервью газете «Трибуна». – Среди коррупционеров, привлеченных к уголовной ответственности, должностные лица органов внутренних дел, таможенных органов, отдельные лица – работники Счетной палаты РФ, а также прокурорские работники, чиновники органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие».
По словам Александра Бастрыкина, наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности, а также деятельности органов местного самоуправления.
Только за первое полугодие 2009 года в суды с обвинительным заключением направлены 12 уголовных дел о коррупционных преступлениях в отношении 23 обвиняемых, в том числе пять – о получении взятки, два – о мошенничестве, по одному – о присвоении, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий, а также воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.
На одном из громких коррупционных дел глава СКП акцентировал особое внимание. По мнению Бастрыкина, уголовное преследование замглавы Минфина Сергея Сторчака не следует расценивать как давление на Министерство финансов.
«Уголовное дело в отношении заместителя министра финансов РФ Сторчака, хочу заметить, что оно никогда не имело и не имеет своей целью оказание давления на Министерство финансов в целом, – сказал Бастрыкин. – В результате проведенных следственных действий по указанному уголовному делу была изобличена группа лиц, пытавшихся похитить денежные средства в особо крупном размере из государственного бюджета (покушение на мошенничество)».
«Среди данных лиц – заместитель министра финансов РФ Сторчак. На момент пресечения преступных действий организованной группы умысел ее участников был направлен на хищение 43 400 000 долларов США, что по курсу Банка России составляло 1 062 939 780 рублей», – отметил Александр Бастрыкин.
По его словам, расследование по делу завершено, проводится ознакомление обвиняемых с его материалами, после чего дело будет направлено в суд.
Эксперты уверены, что цифра, озвученная Бастрыкиным, сколь велика бы она ни была, все-таки далека от реального положения дел.
«Надо понимать, что под обвинительные заключения попал лишь средний уровень коррупционеров. Системообразующая коррупция, связанная с распределением бюджетных средств в больших объемах, распределением природных ресурсов, в эту статистику не попала, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Более того, коррупционный рынок не уменьшился по тарифам и не сжался. То есть дисконтов там нет».
По словам Кирилла Кабанова, сейчас чиновники всеми силами стараются как можно быстрее получить коррупционную ренту. «Сумма, заявленная г-м Бастрыкиным, отражает реальное положение дел по обвинительным заключениям. Однако, по нашим оценкам, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн в год», – резюмировал Кабанов.
Еще одним «проблемным» для следователей СКП направлением, по мнению Александра Бастрыкина, является криминал, который объявил на Северном Кавказе настоящую войну государству. По словам Бастрыкина, этот регион в настоящее время является наиболее сложным для всех правоохранительных органов страны.
Сумма, заявленная Бастрыкиным, отражает положение дел по обвинительным заключениям, по нашим оценкам, она составляет 9–10 трлн в год
«По сути дела, там идет война, объявленная криминалом государству. Несмотря на то что в апреле Национальным антитеррористическим комитетом по поручению президента России Медведева принято решение о снятии режима контртеррористической операции в Чечне, недавние события показали, что обстановка в южном регионе продолжает оставаться крайне сложной и напряженной», – считает Бастрыкин.
По его мнению, причина значительного увеличения числа посягательств на жизнь и здоровье государственных чиновников, прокурорских работников, судей и сотрудников правоохранительных органов на Северном Кавказе – это следствие неблагоприятной криминальной обстановки в регионе и желания преступных элементов дестабилизировать установленный порядок.
Глава СКП привел некоторые цифры. Если в целом по стране сохраняется тенденция к снижению уровня преступности (только за пять месяцев 2009 года преступность снизилась на 8%), то на Северном Кавказе отмечается ее рост. В Республике Северная Осетия – Алания он составил 9%, в Чечне – 10%, в Ингушетии – 22%. «Практически каждый день в Следственный комитет поступают сообщения о нападениях на сотрудников правоохранительных органов», – посетовал Бастрыкин.
Он подчеркнул, что только в июне этого года были убиты министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров, заместитель председателя Верховного суда Республики Ингушетия Аза Газгереева, бывший вице-премьер Ингушетии Башир Аушев. 22 июня в результате покушения и подрыва взрывного устройства погибли и получили тяжелые ранения несколько человек, в том числе президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. В мае в связи с профессиональной деятельностью был убит заместитель начальника следственного управления по Республике Дагестан Сейфутдин Казиахмедов, который координировал работу следствия по наиболее крупным терактам. Недавно из гранатомета обстрелян дом следователя Следственного управления по Ингушетии.
«Этими действиями бандиты пытаются дестабилизировать обстановку в республиках Северного Кавказа, запугать законопослушных граждан, повлиять на действия органов власти», – заявил Бастрыкин.
По его мнению, совершая подобные преступления, остатки бандитов стремятся продемонстрировать свою боеспособность, как можно громче заявить о себе.
Одной из причин сложной ситуации на Северном Кавказе глава СКП назвал то, что как в самой Чечне, так и в сопредельных с ней субъектах РФ ощущаются последствия режима Дудаева. Об этом свидетельствуют большое количество оружия, оставшегося в регионе, а также сети бандформирований, воспринимающих как угрозу стабилизацию обстановки на Северном Кавказе и возвращение его к нормальной мирной жизни.
«Не будем забывать и о том, что сознание проживающих там людей в значительной степени «заражено» экстремизмом и агрессией. Надо признать, что этому способствуют недоработки органов исполнительной власти, а порой и коррупция государственного аппарата», – сказал глава СКП РФ.
Он подчеркнул также, что особую опасность представляет появление групп молодых людей, охваченных религиозным экстремизмом, порвавших с историческими корнями, чувством гражданской и личной ответственности, вооруженных и готовых убивать.
При этом глава СКП РФ отметил, что СКП готов противостоять негативной тенденции. «Никакой паники или растерянности у наших сотрудников нет, идет планомерная активная работа, которая, не сомневаюсь, принесет результаты», – заявил Бастрыкин.
Что же касается разговоров о необходимости формирования в РФ единого следственного органа, глава Следственного комитета считает такие выводы преждевременными.
«Ответ на этот вопрос может быть получен после комплексного и детального анализа организационных, правовых и финансово-экономических последствий принятия данного решения, в том числе с учетом оценки результатов деятельности СКП РФ, опыта его работы. В настоящее время проведение мероприятий по совершенствованию и оптимизации перечисленных направлений деятельности Следственного комитета продолжается, в связи с чем в нынешних условиях какие-либо выводы по затронутому вопросу делать преждевременно», – заявил Бастрыкин.
«Назвать можно как угодно – единый следственный комитет, федеральная служба расследования. Вопрос в другом: какова будет структура этой службы, сможет ли она обеспечить эффективное уголовное расследование?» – резюмировал глава СКП РФ.