Почти половина осмотренных и испытанных ракет Р-77 имеют те или иные дефекты, делающие их непригодными к эксплуатации, хотя гарантийный срок хранения изделий еще не истек, приводит Indian Express выводы, которые содержатся в докладе Главной контрольно-счетной палаты страны (Comptroller and Auditor General, CAG), изданном по результатам обследования состояния материальной части вооружений ВВС.
По своим характеристикам Р-77 является одной из лучших в мире ракет класса «воздух-воздух
Кроме того, утверждает издание, часть ракет имела при испытаниях проблемы с захватом цели головками самонаведения (ГСН). Эти данные подтверждены документами командования ВВС и заверены их представителями. Как утверждает издание, соответствующие рекламации были направлены российской стороне.
«Никаких претензий по поводу качества поставленных авиационных ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ мы от наших индийских партнеров не получали», – приводит «Интерфакс» слова представителя оборонно-промышленного комплекса.
Необходимо сказать несколько слов о самом изделии.
Ракета класса «воздух-воздух» (ВВ) РВВ-АЕ, принятая на вооружение под индексом Р-77, разработана в конце 1980-х годов ГосМКБ «Вымпел» как эквивалент американкой Hughes AIM-120A. Р-77 относится к классу ракет ВВ средней дальности и способна поражать цели типа «истребитель» на расстоянии до 90 км, класса «бомбардировщик» – до 120 км и самолеты ДРЛО на расстоянии до 150 км. Ракета, обладающая высокой скоростью полета (до 4,3М), снабжена комбинированной системой наведения: инерциальной на маршевом участке и активной радиолокационной на участке наведения.
#{weapon}
Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1348Э диаметром 200 мм обеспечивает возможность захвата воздушной цели класса «легкий истребитель» на дистанции не менее 16 км. При стрельбе на большие дальности первичная информация о цели вводится в ракету с бортового радара истребителя. Кроме того, на малых дальностях ракета способна захватывать цель в активном режиме, находясь на пилоне носителя.
Главной особенностью российской ракеты, выгодно отличающей ее от американских аналогов, являются решетчатые рули, обеспечивающие непревзойденную маневренность. Боевая часть ракеты РВВ-АЕ стержневая с микрокумулятивными элементами. Вес ее 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
По своим характеристикам Р-77 является одной из лучших в мире ракет ВВ. Одно их наличие на вооружении индийских ВВС во время Кагильского вооруженного конфликта заставило пакистанскую сторону держать вне зоны боевых действий свои лучшие самолеты F-16. Такое признание сделал в одном из интервью тогдашний командующий операциями ВВС Пакистана Кайзер Туфаил.
Именно по результатам этого инцидента командование ВВС Индии приняло решение о закупках дополнительной партии в две тысячи таких ракет, половина из которых уже поставлена заказчику. В Индии такими ракетами вооружают не только лучшие в стране перехватчики Су-30МКИ, но и модернизированные с помощью России и Израиля истребители второго поколения МиГ-21ФЛ. Более того, ими будут вооружены модернизированные англо-французские истребители-бомбардировщики SEPECAT Jaguar, производящиеся в стране по лицензии. Оснащение надежных, но морально устаревших образцов авиатехники 30–40-летней давности (специально разработанная «индийская» модификация МиГ-21ФЛ производится в стране с 1976 года, Jaguar с 1982-го) новейшими ракетами (в сочетании с современными радарами) позволяет в несколько раз поднять их боевую ценность. В условиях Индии, где такие образцы составляют более половины авиапарка, такие меры позволяют существенно повысить общий потенциал военно-воздушных сил при сравнительно небольших затратах. При этом надежность и качество оружия играют первостепенную роль.
Действительно, если российские ракеты никуда не годятся, что мешает Индии принять как основную ракету ВВ средней дальности французские Matra Super 530D/F или одну из израильских ракет такого класса? «Матры Супер», кстати, и закупаются для стоящих на вооружении IAF истребителей Mirage 2000-5 и частично МиГ-29 как более легкие по сравнению с российскими. Вероятно то, что российские изделия имеют лучшие характеристики, хотя ничто не препятствует применению французских ракет с теми же Су-30МКИ: такая возможность была заложена в его конструкцию изначально.
Вероятно, дело тут в следующем. Проблемы с системой самонаведения действительно могли иметь место на первом этапе эксплуатации ракет в войсках – этого не избежало ни одно изделие в мире. Однако, по словам бывшего главкома IAF Кришнасвами, которые цитирует издание в той же заметке, эти проблемы были своевременно доведены до сведения российской стороны, и российские инженеры из группы обслуживания приняли меры к их устранению. По словам источника газеты ВЗГЛЯД в МКБ «Вымпел», их можно было бы и вовсе избежать, прояви индийская сторона терпение в вопросе о сроках поставок. Кроме того, изделия «вылеживают» гарантийный срок, не изменяя характеристик лишь в тех условиях хранения, которые указаны производителем. А с этим у эксплуатантов дела не всегда обстоят должным образом. Кстати, об этом, об условиях хранения, в заметке индийской газеты нет ни слова. Действительно, чем «на себя оборотиться», проще обвинить во всем российскую сторону. Глядишь, и ребятишки из концерна Matra Marconi деньжат на бедность подкинут за дискредитацию основного конкурента.