Депутат Государственной думы середины 1990-х годов Михаил Глущенко с начала 2000-х постоянно проживал за границей. Но во вторник неожиданно прилетел в родной Петербург и отправился в паспортный стол 58-го отделения милиции, чтобы оформить новый документ по достижении 45-летнего возраста. Здесь-то его и задержали оперативники.
Как только об этом стало известно, СМИ связали задержание Глущенко с убийством лидера «Демократической России» Галины Старовойтовой в ноябре 1998 года. До этого неоднократно писалось о том, что он мог быть причастен к преступлению и не исключено, что выступил в роли непосредственного заказчика. По окончании операции в паспортном столе сообщалось также, что экс-депутата проверят на причастность к ряду других не менее тяжких преступлений. Так и случилось.
Не думаю, что заказчиком выступал Михаил Глущенко, но не исключаю, что каким-то образом он был причастен к этой истории
В среду Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ заявил, что бывший депутат Госдумы задержан по подозрению в организации тройного убийства на Кипре в марте 2004 года. Жертвами Глущенко могли стать трое россиян: Юрий Зорин, Виктория Третьякова и бывший депутат Госдумы Вячеслав Шевченко.
В среду следствие намеревается ходатайствовать перед судом об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде ареста.
При этом источник в силовых ведомствах сообщил «Интерфаксу», что интерес к Глущенко проявило следственное управление СКП по Петербургу, в их производстве находится «уголовное дело, в рамках которого это задержание проведено». Источник не исключил, что в дальнейшем интерес к фигуре Глущенко проявят и спецслужбы, которые пока так и не нашли заказчика громкого убийства Галины Старовойтовой.
Помощник Старовойтовой Руслан Линьков, который во время покушения находился рядом с ней и получил тяжелые травмы, в связи с этим заявил следующее: «Некоторые из обвиняемых на суде показывали, что основной базой для них был офис депутата Госдумы от партии ЛДПР Глущенко, – приводит его слова «Фонтанка.Ру». – Без его ведома, конечно, не могли проходить приготовления, храниться незарегистрированное оружие, проводиться идеологические накрутки».
Газета ВЗГЛЯД связалась с сестрой Галины Старовойтовой Ольгой Васильевной, которая рассказала, как продвигается расследование убийства и что она думает о возможной причастности к нему задержанного накануне экс-депутата.
– Ольга Васильевна, озвучьте, пожалуйста, кто из исполнителей, организаторов и заказчиков преступления на сегодня осужден, а кто из подозреваемых до сих пор остается на свободе?
– Организатором убийства следствие, а затем и суд признали бывшего сотрудника ГРУ Юрия Колчина – он получил 20 лет тюрьмы. Мог бы получить и 24, но у него нашлись смягчающие обстоятельства – трое маленьких детей. Один из двух киллеров – Виталий Акишин – получил 23,5 года. Еще часть людей проходили по обвинению в незаконной прослушке Галины Старовойтовой. Они были признаны виновными, но отпущены на свободу из-за истечения сроков давности. Еще один человек, причастный к убийству, Вячеслав Лелявин, позже получил 11 лет лишения свободы. Ряд людей – Мусин, Богданов и другие – находятся в федеральном розыске. Заказчик преступления также до сих пор остается на свободе.
– Считаете ли вы, что Михаил Глущенко может быть причастен к убийству вашей сестры?
– Я не имею достаточных оснований утверждать, что Глущенко – один их тех, кто готовил убийство. Презумпция невиновности для меня имеет большое значение. Однако я участвовала в двух судебных процессах по этому делу и могу сказать, что двое из восьми обвиняемых на суде упоминали имя этого человека. Им казалось, что «главный у них – дядя Миша». Вместе с тем в официальных документах каких-либо доказательств его вины не зафиксировано. Там написано, что преступление было совершено по указанию неустановленного лица. Я лично не думаю, что заказчиком выступал Михаил Глущенко, но не исключаю, что каким-то образом он был причастен к этой истории. А выводы пусть делают профессионалы. Надеюсь, это задержание поможет следствию.
– В прошлом году проходила информация, что расследование обстоятельств убийства вашей сестры приостановлено. Это так?
– Не совсем. Следственные действия состоят из нескольких частей. Я не буду сейчас углубляться в юридическую терминологию, но смысл в том, что в течение 10–20 лет невозможно вести дело с одинаковой интенсивностью. И от одной из составных частей следственных мероприятий решено было отказаться. На мой вопрос, удастся ли быстро возобновить эту работу, если в деле появятся новые важные обстоятельства, мне ответили, что это можно сделать за две минуты.
– Вы довольны тем, как происходило расследование? Считаете, что силовики сделали все от них зависящее, чтобы найти виновных?
– В целом да. Если рассматривать последние резонансные преступления, участники убийства Галины Васильевны Старовойтовой хотя бы частично оказались на скамье подсудимых. Мне сложно самой судить о действиях следствия, так как я не специалист в этой области. Но могу сказать, что известный адвокат Юрий Маркович Шмидт, посмотрев это дело перед судом, сказал мне, что даже сам удивился, насколько профессионально все сделано. Как вы понимаете, он просто так ФСБ (которое вело дело с первых дней) не похвалил бы.