«Главной военной прокуратурой завершена проверка законности призыва на военную службу Глухова Александра Михайловича, по результатам которой установлено, что решение призывной комиссии о его призыве на военную службу является законным и обоснованным, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется», – приводит РИА «Новости» сообщение Главной военной прокуратуры (ГВП) РФ.
Решение призывной комиссии о призыве Глухова на военную службу является законным и обоснованным
Проверка проводилась по поводу заявления Глухова о том, что он имел якобы право на отсрочку от военной службы, но решил добровольно пойти в армию.
О том, что военнослужащий российского контингента в Южной Осетии младший сержант Александр Глухов перешел границу с Грузией и сдался грузинскому полицейскому патрулю, стало известно 27 января этого года. После этого МВД Грузии распространило видеоматериал, в котором Глухов рассказывает о причинах своего побега из части в Ахалгори.
«Я прошу президента Грузии предоставить мне убежище, я не могу больше терпеть тех тягот, на которые обречены российские солдаты здесь. Надеюсь, что оно мне будет предоставлено», – сказал Глухов.
17 марта беглый сержант Сухопутных войск был официально признан дезертиром. В отношении него возбудили уголовное дело, предусматривающее наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Однако СКП РФ особо отметил, что «в соответствии с приложением к ст. 338 УК РФ военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет выявлено, что правонарушение явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. К числу таковых могут относиться неуставные отношения, процветающие в воинском коллективе, а также иные негативные факты, способные оказать влияние на поступки военнослужащего».
Сразу после официального возбуждения дела главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский заявил, что «Россия в ближайшее время отправит запрос в Грузию о возвращении сержанта». По факту – от обещания до его реализации прошло больше месяца.
Но реакция грузинской стороны на заявление Фридинского последовала незамедлительно. В тот же день МВД Грузии сообщило, что сержант российской армии попросил политического убежища в этой стране. А замглавы МВД Грузии заверил, что Тбилиси не передаст Глухова российской стороне, пока не завершит рассмотрение вопроса о политубежище.
Но дальше «рассмотрения вопроса» Грузия до сих пор не продвинулась. Во всяком случае, 11 апреля официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили заявлял то же самое.
На все наши запросы, в том числе и по другим делам, грузинская сторона ничего не отвечает
Сейчас дезертир Глухов фактически находится в Грузии на правах беженца. Правда, сам он утверждает, что «статус беженца ему дали, но документов, подтверждающих это, у него нет». Об этом он пять дней назад заявил в телефонном разговоре с матерью. Как только эта информация появилась в российских информагентствах, грузинская стороны снова ее опровергла.
«Александр Глухов пока не получал официально статус беженца в Грузии», – заявил глава администрации МВД Грузии Шота Хизанишвили.
А в пресс-службе минюста Грузии в тот же день заявили, что главная прокуратура страны до сих пор не получала официального обращения российской стороны о выдаче дезертира.
В среду же российская прокуратура отметила, что Грузия до сих пор не отвечает на запрос по поводу выдачи сержанта Глухова, но по-прежнему настаивает на его выдаче.
«Некоторое время назад Генеральная прокуратура России направила в Грузию официальный запрос о выдаче гражданина РФ А. Глухова, обвиняемого в дезертирстве. Но по сей день никакого ответа от грузинской стороны не последовало», – приводит «Интерфакс» слова главного военного прокурора России Сергея Фридинского.
Он подчеркнул, что «такая позиция грузинских властей не может не вызывать удивления». «Надо отметить, что, как правило, на все наши запросы, в том числе и по другим делам, грузинская сторона ничего не отвечает», – заметил прокурор.
Мать Глухова, которая побывала в гостях у сына в начале апреля, сообщила, что «он живет неплохо»: ему дали статус беженца, платят суточные, выделили двухкомнатную квартиру с телевизором и компьютером и обещали подыскать работу. Единственное, что его беспокоит, – то, что на родине его могут арестовать, так что возвращаться добровольно он не собирается.