«Компания в среду по-прежнему не летает, Росавиация, со своей стороны, составила график по вывозу пассажиров. Из Европы пассажиров сегодня будет перевозить «Аэрофлот», из Израиля – «Трансаэро», – приводит «Интерфакс» слова источника в Росавиации.
Вопрос об оказании финансовой поддержки решается на самом высоком уровне
Напомним, серьезные проблемы у пассажиров авиакомпании, прибывших в калининградский аэропорт «Храброво», начались еще накануне. ОАО «КД Авиа» сообщило, что в связи с большой задолженностью перед лизинговыми компаниями (перевозчик располагает 18 самолетами Boeing 737–300, взятыми у европейских фирм) временно задержит вылеты всех рейсов из Калининграда за 7 апреля 2009 года.
«В настоящее время пассажиры размещаются в гостиницах, им обеспечивается питание, – говорится в официальном заявлении компании. – Авиационные власти, правительство РФ осведомлены о сложившейся ситуации. Авиакомпания «КД Авиа» прилагает все возможные усилия для решения создавшихся проблем. Вопрос об оказании финансовой поддержки решается на самом высоком уровне».
Во вторник сообщалось о задержках лишь шести рейсов за рубеж. По расписанию из Калининграда не отправились рейсы KD-771 в Дюссельдорф (вылет в 14.35 мск), KD-793 в Барселону (вылет в 13.45 мск), KD-735 в Милан, Мальпенса (вылет в 14.45 мск), KD-779 в Мюнхен (вылет в 15.55 мск), KD-717 в Париж, Шарль-де Голль (вылет в 14.50 мск), KD-701 в Тель-Авив, Бен Гурион (вылет в 12.15 мск), передает РИА «Новости». Однако в среду ситуация не разрешилась.
К настоящему моменту в аэропорту «Храброво» ждут вылета более 500 человек, которые должны были отправиться в Дюссельдорф, Барселону, Милан, Мюнхен, Париж, Тель-Авив. Некоторые сидят уже вторые сутки. Мест в здании аэропорта не хватает – люди вынуждены размещаться на подоконниках и на полу, на собственных вещах.
«За 15 минут до того, как должны были вылететь, объявили, что рейс задерживается на час в связи с санитарной обработкой воздушных судов. Потом каждый час объявляли, что рейс переносится на несколько часов. А потом вообще перестали что-либо говорить», – приводит канал «Вести» слова пассажирки Ирины Смышляевой.
Несмотря на обещание разместить всех пассажиров в гостиницах, более 100 человек вынуждены были остаться ночевать в аэропорту. До того как стало известно об отмене рейсов, они успели пройти таможенное оформление, и в их документах были поставлены штампы о пересечении границы. Сотрудники аэровокзала не смогли убедить их в том, что оформившие билеты смогут продолжить путешествие без проблем и второй раз пересечь границу.
«Они там их закрыли. Там очень холодно. Там есть старики, дети, беременная есть», – цитирует канал пассажирку Камиллу Гундиеву.
В среду пассажиров, которых накануне поздно вечером разместили в гостиницах, начали возвращать в аэропорт в надежде на то, что другие перевозчики максимально быстро смогут взять их на борт. Однако пока сообщений о вылетах пассажиров проблемной компании нет.
Финансовые проблемы у авиаперевозчика начались еще в конце прошлого года. Как писала газета ВЗГЛЯД, с февраля 2009 года «КД Авиа» отказалась от ряда направлений, в частности римского, лондонского, казанского, волгоградского, нижегородского и т. д.
«В режиме хаба, когда рейсы из «большой» России отправляются в Европу и наоборот, аэропорт работает лишь четыре дня в неделю: вторник, четверг, суббота и воскресенье. Так что поток у нас уменьшился», – сообщила пресс-службы компании Елена Пеньковая.
Они там их закрыли. Там очень холодно. Там есть старики, дети, беременная есть
С 11 марта был приостановлен еще ряд маршрутов, «КД Авиа» прекратила операционную деятельность. Обязательства перед пассажирами начали выполнять другие перевозчики. Тогда Росавиация достигла соглашения с «Аэрофлотом», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Уральскими авиалиниями» и «ЮТэйром».
По данным источников, проблемы компании связаны с необходимостью выплаты задолженности перед лизинговой компанией Aughras Tradi, обеспечившей приобретение самолетов A-320. Кроме того, имеются проблемы с финансированием операционной деятельности. Общий объем кредиторской задолженности компании превышает 10 млрд рублей.
«КД Авиа» рассчитывала на господдержку в размере 5 млрд рублей (госгарантии по кредитам), еще 5 млрд компания рассчитывала получить под залог терминала в аэропорту Калининграда.
В конце 2008 года контроль над операционной и финансовой деятельностью перевозчика, после того как он не смог выполнить обязательства по облигационному займу, взял на себя банк «Санкт-Петербург». Акции авиакомпании были заложены в банке. Однако в начале марта и он отказался кредитовать ОАО «КД Авиа».
«КД авиа» входит в тридцатку крупнейших российских перевозчиков, является основным, хотя и не единственным в Калининградской области. Ежедневно выполняет полеты в десятки городов России и в страны Европы.
В 2008 году ОАО «КД Авиа» перевезло на своих воздушных судах 1 миллион 361 тысячу 570 пассажиров (рост на 106% по сравнению с 2007 годом), став девятой в России по объему перевозок, сообщает РИА «Новости». В январе 2009 года авиакомпания продемонстрировала рост перевозок на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, таким образом она заняла шестую позицию в рейтинге крупнейших авиаперевозчиков России.
В 2009 году «КД Авиа» планировала перевезти 1,3 миллиона пассажиров против 1,361 миллиона в прошлом году.
Напомним, однако, что на данный момент финансовые трудности испытывает не только эта авиакомпания. Как сообщил глава Росавиации Геннадий Курзенков, потери несут и крупные игроки. Так, глава «Аэрофлота» Валерий Окулов сказал, что в апреле можно ожидать сокращения перевозок на 18%, а в мае – на 14%.
Кризис уже стер с лица земли некоторых участников рынка, в частности резкий рост цен на топливо довел до банкротства авиаальянс AirUnion.