Во вторник российский сегмент сети Интернет отмечает свою 15-ю годовщину. 7 апреля 1994 года международный сетевой информационный центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен .ru для Российской Федерации. Интернетом жители России пользовались, разумеется, и раньше – был зарегистрированный еще в 1990 году домен .su, были русскоязычные пользователи международных сайтов. Но эпоха, принято считать, началась именно тогда, 15 лет назад.
Рунет является своего рода зеркалом. Если меня что-то радует или расстраивает, это отражается в Сети
«Яндекс» опубликовал исследование, в основе которого лежат данные служб «Яндекса» «Поиск по блогам» и «Поиск по новостям», а также информация фонда «Общественное мнение» и компании RU-Center.
Осенью 2008 года размер аудитории Рунета превысил 34 миллиона человек, а месячная аудитория – 31,7 миллиона человек, что составляет 28% населения страны. За 2008 год проникновение Интернета в России увеличилось за счет регионов на 4%.
В столице рынок довольно стабилен – прирост составил 1%.
Количество доменов второго уровня в зоне .ru в марте 2009 превысило два миллиона. 44% доменов зарегистрировано в Москве или Санкт-Петербурге, 33% – в регионах России, остальные – за рубежом. По данным RU-Center, по числу доменов сектор .ru стоит на 6–7 месте мирового рейтинга национальных доменов.
Наибольшие темпы распространения Интернета зафиксированы в Дальневосточном федеральном округе – 29,8%.
В то же время на Дальнем Востоке отмечена наименьшая активность по регистрации доменов (17 на тысячу пользователей), и, кроме того, в регионе самый медленный и дорогой доступ в Сеть: канал со скоростью 512 килобит в секунду обходится в 1988 рублей в месяц.
Самый дешевый доступ в Сеть, отмечается в исследовании, – в Уральском регионе. 512 килобит в секунду стоят 637 рублей.
В среднем по стране эта стоимость составляет 1050 рублей.
Увеличение темпов роста числа пользователей Сети связывается с появлением персональных компьютеров в личном пользовании граждан. В 2008 году в Интернет выходило более 70% пользователей из дома и около 40% с рабочего места. При этом только треть пользователей с выходом в Интернет из дома имеют широкополосный доступ к Сети.
В крупных городах, что вполне ожидаемо, Интернет распространяется быстрее, чем в регионах.
Средняя скорость доступа за плату 500–600 рублей по 21 крупному городу России, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, составляет порядка 410 кбит/сек, что значительно ниже скорости в столицах (7 680 килобит в секунду в Москве и 6 144 килобит в секунду в Петербурге). Только в Новосибирске, Красноярске и Екатеринбурге за эти деньги можно получить доступ на скорости мегабит в секунду.
Самая же низкая скорость зафиксирована в Краснодаре, Ставрополе, Иркутске, Благовещенске, Хабаровске – 128 килобит в секунду.
А сравнение данных по регионам страны с Москвой выглядит даже не вполне корректным. В столице зарегистрировано на 600% больше блогов, чем в среднем по федеральным округам.
По числу доменов на тысячу пользователей Москва обгоняет регионы на 447%, по доступности Интернета – на 93%, по активности СМИ – на 79%.
Кроме того, данные ФОМ за прошлый год показывают, что среднестатистический пользователь несколько повзрослел: снизилась доля пользователей в возрасте от 18 до 24 лет, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Средний интернет-пользователь на 10 лет моложе среднего россиянина. Среди интернет-пользователей в два раза больше людей с высшим образованием. Пользователи склонны к инновационному поведению и являются экономически активной группой населения. Кризис на пользователях сказывается сильнее, заключает ФОМ, но они лучше других готовы к существованию в сложных условиях.
Более 60% представителей интернет-аудитории заявляют, что в случае ухудшения ситуации будут искать приработок, 30% готовы сменить работу. Это люди, на которых можно ориентироваться в кризисное время, считают в ФОМ, и их число имеет тенденцию к увеличению. Интернет-пользователи существенно различаются между собой, особенно по степени интенсивности и разносторонности использования глобальной Сети.
Преимущественно завсегдатаи Рунета пользуются классическими сервисами для поиска информации, ведут переписку. Наибольшую перспективу имеют социальные сети, дающие возможность знакомиться, общаться, делиться информацией, покупать и продавать, искать работу, поддерживать связь, отмечают в ФОМ.
История Рунета
7 апреля 1994 года официально зарегистрирован домен .ru. Право администрирования домена официально зафиксировано за созданным при Курчатовском институте учреждением РосНИИРОС. С этой даты начинается отсчет эпохи Рунета.
Создан первый сайт в зоне .ru – www.1-9-9-4.ru.
В ноябре 1994-го основана Библиотека Максима Мошкова.
В апреле 1995-го создается первый сайт оффлайнового СМИ в Интернете – «Учительской газеты».
В мае 1995-го появляется первый сайт информационного агентства – «РосБизнесКонсалтинг».
В сентябре 1995-го открылся первый российский интернет-магазин, вскоре закрывшийся.
3 октября 1995-го появилась первая студия веб-дизайна – Артемия Лебедева.
8 ноября 1995-го появился первый в Рунете развлекательный ресурс – «Анекдот.Ru».
26 сентября 1996-го создана первая российская поисковая система Rambler.
19 декабря 1996-го состоялось открытие первого российского музыкального портала Music.ru, впоследствии «Звуки.Ру».
Март 1997-го – прошел первый Российский интернет-форум (РИФ).
23 сентября 1997-го появилась поисковая система Яndex, производящая поиск на основе морфологического анализа.
5 января 1998-го открыто первое в России агентство интернет-рекламы.
24 февраля 1998-го осужден первый российский хакер. Владимир Левин, арестованный в Нью-Йорке при попытке снять украденные средства со своих счетов, был осужден за хищение из Сити-банка посредством взлома денежной суммы размером более 3,7 миллиона долларов. Приговор – три года тюрьмы и штраф.
24 июня 1998-го Федеральная служба безопасности РФ начала внедрение системы СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий), предписывающей каждому провайдеру провести специальный канал данных в ФСБ и по первому требованию обеспечить прочтение электронной почты и отслеживания всех действий в Сети любого человека.
30 сентября проведена первая перепись пользователей Рунета, а их количество достигло 1 млн человек. С этого момента ежегодно 30 сентября в России празднуется Всемирный день Интернета. Этот праздник был введен в 1998 году Папой Иоанном Павлом II.
1 октября 1998-го открылась бесплатная служба Mail.ru, за несколько месяцев сумевшая стать лидером по количеству пользователей и сохранить это положение до сегодняшнего дня.
20 ноября 1998-го был совершен первый перевод средств посредством Webmoney, первой в Рунете общедоступной системы электронных платежей.
30 ноября 1999-го Алексей Толкачев сделал первую запись на американском блогохостинге LiveJournal на русском языке, что можно назвать отправной точкой развития крупнейшего русскоязычного интернет-сообщества – ЖЖ (Толкачев, тем не менее, вначале не занимался там регулярной публицистикой: эта традиция началась с приходом в LiveJournal на рубеже 2000–2001 годов Михаила Вербицкого и Романа Лейбова).
1 апреля 2001-го открылся справочно-энциклопедический сайт «Рубрикон».
20 мая 2001-го открылась русская «Википедия».
В январе 2002-го начато выполнение федеральной целевой программы «Электронная Россия».
12 февраля 2003-го вышло постановление № 98 правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти», обязавшее все федеральные органы власти создать свои интернет-сайты и регулярно размещать на них информацию о своей работе. В последующие годы большинство государственных ведомств создало свои сайты, однако некоторые сделали это только в свете судебной кампании, инициированной Институтом развития свободы информации (ИРСИ).
1 октября 2004-го открылся первый в Рунете публичный бесплатный видеохостинг Rambler Vision.
26 ноября 2004-го прошла первая церемония «Премии Рунета» и празднование 10-летия домена .ru.
В 2005 году в абсолютных цифрах ежедневная аудитория «Яндекса» (включая зарубежных пользователей) составила более трех миллионов человек, ежемесячная – более 18 миллионов.
10 ноября 2005-го в Москве в Российском научном центре (РНЦ) «Курчатовский институт» прошла юбилейная научно-практическая конференция «Интернет и наука: 15 лет пути», приуроченная к 15-летней годовщине регистрации закрепленного за СССР доменного имени верхнего уровня .su. Цель конференции – «осмысление уроков истории развития Интернета в контексте науки и образования, анализ перспектив научно-образовательных сетей и их возможного вклада в развитие информационных технологий и высокотехнологичного производства в России». В числе организаторов помимо РНЦ – РосНИИРОС, ГНИИ ИТТ «Информика», «Фонд развития Интернет», РОЦИТ. Открыл конференцию глава РНЦ академик Евгений Велихов. Конференция «Интернет и наука: 15 лет пути» – часть серии мероприятий ежегодной Национальной премии за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет «Премия Рунета».
В январе 2006-го состоялось открытие московского офиса Google.
22 марта 2006-го «Яндекс» запустил сервис поиска по блогам.
В апреле 2006-го состоялась первая конференция «Интернет и бизнес».
В ноябре 2006-шл началось т. н. «Дело Поносова», привлекшее внимание мировой общественности к вопросам использования контрафактного ПО в России (в ходе которого, в частности, Михаил Горбачев написал открытое письмо Биллу Гейтсу).
29 ноября 2006-го была вручена премия Рунета за 2006 год. Русская «Википедия» получила награду в номинации «Наука и образование». Годом позже ситуация повторилась.
23 мая 2007-го судом Новосибирска была впервые введена цензура для пользователей новосибирской сети Academ.org («Первая Миля»). Суд запретил пускать пользователей на некоторые экстремистские ресурсы.
17 сентября 2007-го РосНИИРОС сообщил о регистрации миллионного домена в зоне .ru.
В октябре 2007-го первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев объявил о завершении проекта по подключению к Интернету всех российских школ (59 тысяч). Однако пока неясно, как проект будет в дальнейшем поддерживаться. Обсуждаются планы по подключению российских больниц.
В декабре 2007-го российская компания «СУП» (SUP Fabrik) полностью выкупила блог-платформу LiveJournal у американской SixApart (техническая площадка осталась в Калифорнии; годом ранее СУП лицензировал использование бренда LiveJournal в РФ и обслуживание пользователей, пишущих кириллицей).
1 января 2008-го вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в сфере информационных технологий, и вводящая ряд норм относительно использования россиянами Интернета.
3 апреля 2008-го избранный президент РФ Дмитрий Медведев открыл 12-й РИФ.
К 24 июня 2008-го зарегистрировано полтора миллиона доменов в зоне .ru.
В июле 2008-го президент РФ Дмитрий Медведев одобрил проект о создании русскоязычных доменов – .ру, .нет, .орг. Созданы первые сайты с подобными доменами, но для возможности входа на такие сайты необходима программа, правильно передающая кодировку URL.
12 февраля 2009 года президент Медведев резко раскритиковал принятые в последние годы меры по информатизации российских властей и назвал существующее на тот момент «электронное правительство» «химерой».
Газета ВЗГЛЯД попросила ответить на три вопроса молодых людей, которые родились в один день с Рунетом, и экспертов.
Что за последние 15 лет Вас приятно удивило в Рунете?
Борис Овчинников, директор по исследованиям и бизнес-анализу компании SUP:
«Если рассматривать Рунет как средство общения, то я был приятно удивлен возможностью искать нужную информацию за доли секунды, свободно общаться с друзьями и партнерами по всему миру, а также выкладывать в Сеть контент различного рода. Кроме того, Рунет – новая и динамично развивающаяся площадка для ведения бизнеса».
Демьян Кудрявцев, генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ»:
«Надо понимать, что Интернет – это не самость, это не особость. Рунет является своего рода инструментом и зеркалом. Если меня что-то радует, это отражается в Интернете, если расстраивает – то же самое можно увидеть и в Сети».
Алексей Конхин, г. Железнодорожный:
«Интернетом пользуюсь последние два-три года, за это время каких-то существенных изменений не заметил. Видно, что информации появляется с каждым годом все больше, ресурсы становятся все более насыщенными, все, что нужно, находится на расстоянии вытянутой руки».
Екатерина Яковенко, г. Калининград:
«Интернетом пользуюсь с 11 лет. Когда только пришла туда, еще не знала о том, что есть социальные сети. Потом мне показали «Вконтакте», втянулась, пользуюсь почти каждый день. Общение с подругами, обмен фотографиями, поиск интересных людей – раньше и не думала, что все это возможно в рамках одного сервиса».
Что за последние 15 лет в российском сегменте Интернета Вас неприятно удивило?
Борис Овчинников, директор по исследованиям и бизнес-анализу компании SUP:
«Не нравится то, что, к сожалению, в Рунет проникают и негативные стороны реальной жизни: порнография, образцы жестокого поведения, спам, но тут надо оговориться, что онлайн – это зеркало оффлайна, и те тенденции, которые происходят в реальной жизни, необратимо попадают в Интернет. Ничего тут не поделаешь».
Демьян Кудрявцев, генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ»:
«Несколько смущает скорость изменения законодательства в стране с объявленной инновационной политикой по отношению к изменениям реальности. На сегодняшний день в стране десятки миллионов пользователей Интернета, это означает, что общество способно к восприятию нового, и оно далеко не так консервативно, как кажется некоторым политикам».
Алексей Конхин, г. Железнодорожный:
«Сильно докучает спам, тем более что среди того мусора, который ежедневно заваливает почту, много предложений от всякого рода мошенников».
Екатерина Яковенко, г. Калининград:
«Не нравится в современном Рунете то, что стало чересчур много навязчивой рекламы, не всегда приличной».
Что, как Вам кажется, в существующем на данный момент положении вещей стоит поменять?
Борис Овчинников, директор по исследованиям и бизнес-анализу компании SUP:
«Если говорить о возможности что-то поменять, то к этому нужно подходить очень осторожно, потому что, решая одну проблему, можно спровоцировать другую. Поэтому проблемы изменения Рунета должны решать сообща эксперты из разных областей. Конечно, «розовая мечта» любого интернетчика – это изменение мышления рекламодателя, который должен пересмотреть свое отношение к Сети как к площадке для размещения рекламы и, соответственно, бюджеты. А если не касаться темы бизнеса, то было бы здорово, чтобы в регионах России появился быстрый и доступный широкополосный Интернет по приемлемой цене. В Рунете многое изменится, когда люди будут пользоваться всеми его преимуществами, не думая об объеме и цене трафика».
Демьян Кудрявцев, генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ»:
«Хотелось бы, чтобы политики ставили меньше препон развитию Интернета в России. Я даже не имею в виду СМИ и вообще Интернет как медиа, я имею в виду электронные подписи, электронную торговлю, банки. Интернет должен перестать быть медийной игрушечной средой, а должен стать коммерческой отраслью, и для этого государство должно сделать очень многое. Раньше государство этого не делало, ссылаясь на маргинальность аудитории (хотя если бы были предприняты какие-то шаги, то она не была бы такой маргинальной), а теперь уже прикрываться попросту нечем».
Алексей Конхин, г. Железнодорожный:
«На мой взгляд, следует уделить больше внимания проблемам безопасности. Ежедневно компьютер атакуют десятки вирусов, сообщений рекламного характера, этот вал нарастает все больше и больше. Чувствуется, что нечистоплотные люди, которые этим занимаются, чувствуют уверенность в своей безнаказанности и разворачивают свою деятельность все шире».
Екатерина Яковенко, г. Калининград:
«Хотелось бы, чтобы обмен сообщениями на таких сайтах, как сайты знакомств или социальные сети, был более простым и оперативным – как в мессенджерах, чтобы можно было, например, находясь не рядом с монитором, видеть и слышать, когда тебе приходит сообщение. Кое-где нечто подобное уже можно наблюдать, но подобная технология, как мне кажется, пока недостаточно развита».