«Поделись знанием!» – один из самых резонансных благотворительных проектов последних лет, направленных на содействие образованию и социальной адаптации воспитанников детских домов. В этом году конкурс «Моя мечта» посвящен профориентации, а тема сочинений, которые должны прислать участники, – «Работа моей мечты». Помимо Людмилы Улицкой этот проект поддержали известный российский писатель Сергей Лукьяненко («Ночной дозор») и автор популярной фантастической саги «Древний» Сергей Тармашев.
Никакие книги, даже самые лучшие, не изменят статистики, если они не будут прочитаны
Участием в вышеназванных проектах благотворительная деятельность Людмилы Улицкой не ограничивается. Ее собственный благотворительный фонд в настоящее время занимается сбором «хороших» книг для рассылки в детские библиотеки, детские дома и колонии. Деловая газета «Взгляд» побеседовала с культовой писательницей об особенностях современной российской «книжной» благотворительности.
– Людмила Евгеньевна, печальная статистика Генпрокуратуры сообщает, что 40% выпускников российских сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством. Является ли одной из причин этого низкий интерес к чтению?
– Я скорее пессимист, чем оптимист. Мои усилия по поводу распространения книг среди молодежи я не оцениваю сама особенно высоко. Не думаю, что мне удастся многого достичь. Но если среди сотен детей один начнет читать, я буду считать, что цель моя достигнута. Не потому, что он станет от этого счастлив. А потому, что он станет думать. Книга, хорошая книга действительно может изменить жизнь. Прекрасная книга, которая открывает человеку новые стороны жизни, примиряет с жизнью. Но чтение само по себе ничего не обещает.
– То есть вы не верите в то, что хорошие книги могут переломить ситуацию?
– Никакие книги, даже самые лучшие, не изменят статистики, если они не будут прочитаны. Не потому воспитанники детских домов кончают жизнь самоубийством, что книг не читают, а потому, что их не подготовили к жизни и не обеспечили необходимым образованием.
У меня есть во Франции друг, который 12 лет проработал воспитателем в интернате для трудных детей. Я спросила его: «Скажи, а скольких из ваших воспитанников вы потеряли?» Он подумал и сказал: «Двоих. Нет, троих». Это за 12 лет работы! Я была просто поражена. У них на одного ребенка приходится больше трёх тысяч евро в месяц! И персонала приблизительно столько, сколько детей. Продолжать? Нет?
– Вы согласились стать членом жюри литературного конкурса для воспитанников детских домов «Моя мечта». Как вы оцениваете саму идею конкурса, в ходе которого дети в детских домах будут писать сочинения о «работе своей мечты»?
– Помощь в выборе профессии должна и даже обязана оказывать организация, которой доверен ребенок. А мы, со своей стороны, пришлем книги, которые читать детям должны и даже обязаны – ведь это их работа – воспитатели, персонал или добровольцы, которые придут в детский дом и будут заниматься детьми. Вот мы только что выпустили очень хорошую книгу «Про профессии». Чудесная книга, написанная антропологом-профессионалом. Это из новой специальной серии «Другой, другие, о других».
– Ваш благотворительный фонд занимается сбором «хороших» книг для библиотек, детских домов, колоний. Однако не секрет, что интерес к чтению у современных детей очень низок. Какие шаги предпринимаются для того, чтобы дети все-таки прочитали книги?
– Я бываю в библиотеках, встречаюсь с библиотекарями и преподавателями. Пушкинская библиотека разработала методички для помощи педагогам в работе с нашими книгами. Без волонтерской помощи здесь не обойтись.
И еще есть одна очень важная вещь, о которой я думаю, но пока не понимаю, как с этим работать. Конечно, нужны аудиокниги и хорошие DVD. Но для фонда это обозначает, что мы должны еще думать и о той воспроизводящей технике, с помощью которой это дойдет до детей. Она не всюду есть, а если есть, часто в плохом состоянии. Конечно, если найдем денег, сделаем именно так. Если найдем…
– Должно ли, на ваш взгляд, государство заботиться о популяризации чтения, и если да, то каким образом?
- Во-первых, изменить федеральный закон № 94, по которому книги распространяются, как стиральный порошок или йогурты – одноименные товары. Необходимо хорошее финансирование библиотек, правильная организация доставки книг в библиотеки. Все это вопросы, связанные с организационными вещами и с деньгами. Встречала очень мало людей в этой сфере, которые были бы профессиональны и добросовестны.
– Вы называете книги, которые собирает и рассылает ваш фонд, «хорошими». А как вы определяете, какие книги действительно хорошие?
– Я беру это на себя: различение хороших книг от плохих. В этом вопросе пусть на меня полагаются.