«Для улучшения транспортной ситуации в столице нужно активнее осваивать подземное пространство», – уверен директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко. По его словам, наряду со строительством третьего контура, который должен появиться к 2019 году, в столичном метро будет внедрена и новая система движения поездов.
В столичном метро будет внедрена новая система движения поездов
«К этому новому кольцу планируется провести радиальные линии, и поезд, двигаясь, например, с Северо-западного района Москвы, будет частично проходить по сектору нового кольца и уйдет, например, на юго-восток, не проходя через центр», – пояснил главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн.
В итоге пассажиры смогут экономить время в пути и меньше пользоваться пересадками, что значительно повысит комфорт передвижения, считают специалисты института. В отличие от метрополитена, руководство которого, несмотря на кризис, пообещало сдать все проектируемые станции в намеченные сроки, наземное строительство отчасти будет скорректировано.
«Из-за финансового кризиса в ближайшие годы в столице может временно застопориться ряд проектов строительства дорог, в частности, некоторых участков Четвертого транспортного кольца», – отметил Михаил Крестмейн.
Кстати, говоря о кризисе, нельзя не отметить, что автомобилей на столичных дорогах в последнее время стало гораздо меньше. «Это можно объяснить только массовыми увольнениями, к тому же многие из приезжих рабочих вернулись домой. Те, кто остался, экономят и ездят на общественном транспорте», – рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт по проблемам транспорта Александр Турский.
Согласно генплану Москвы до 2025 года, в городе больше не будут строиться кольцевые магистрали. «Мы сделаем упор на дублерах. Будут построены дублеры Варшавского шоссе, Ярославского шоссе и Кутузовского проспекта, которые примут на себя грузовой транспорт», – заявил главный инженер НИИ.
Кроме того, чтобы сделать жизнь москвичей комфортнее, эксперты предлагают внедрять новые для города виды транспорта – фуникулеры и даже вертолеты. Так называемый «струнный» транспорт – вагончики, движущиеся над землей по натянутым между сваями тросам («струнам»), – может появиться в отдаленных от сердца города районах.
Из-за финансового кризиса в ближайшие годы в столице может временно застопориться ряд проектов строительства дорог
Стоит отметить, что фуникулеры – далеко не самая высокая планка, заданная специалистами генерального планирования. В перспективе перемещаться по Москве можно будет и на вертолетах. Для этого на крышах городских высоток спроектированы несколько десятков вертолетных площадок. Пока же правительству предстоит разработать законодательную базу и доказать безопасность воздушного общественного транспорта.
Инициативу с фуникулерами и вертолетами в Москве поддерживают не все. «В вопросах развития транспорта Москва достаточно сильно отстает от многих мировых мегаполисов, нам не нужно изобретать велосипед, лучше посмотреть на опыт других стран, – считает Александр Турский. – Фуникулерные виды транспорта – редкость в больших городах. И на это, конечно, есть свои причины: сложно обеспечить безопасность и надежность работы вагончиков».
Что касается вертолетов, продолжает Турский, в любом случае этот вид транспорта сможет решить проблемы лишь одной миллионной доли населения Москвы.
Обсуждая проблему парковок, директор Института Генплана Москвы рассказал, что дополнительные машиноместа появятся на окраинах города. «Строить перехватывающие паркинги в центре Москвы бессмысленно. Мы работаем с администрацией Московской области, чтобы в перспективе создать такие паркинги около конечных станций метро, расположенных за Московской кольцевой автодорогой, например, в Митино и Новокосино», – сказал он, добавив, что в настоящее время такая парковка строится у станции метро «Планерная».
«В целом, чтобы компенсировать недостаток паркингов, нам надо строить гаражные комплексы сопоставимо с жильем», – подчеркнул Крестмейн.
Изменились планы и в проекте бессветофорного движения по Садовому кольцу. «Мы разработали проект строительства нескольких подземных переходов, чтобы убрать часть светофоров с Садового кольца, однако полностью избавляться от них нет смысла», – заявил Михаил Крестмейн. По его словам, перед проектировщиками не стоит задача избавить город от светофоров. «Могу сказать, что Москва никогда не избавится ни от пробок, ни от светофоров. Такова особенность мегаполиса», – подчеркнул он.
Чтобы сделать жизнь москвичей комфортнее, эксперты предлагают внедрять новые для города виды транспорта – фуникулеры и даже вертолеты
По мнению Турского, такой прогноз слишком пессимистичен. «Любая проблема решается комплексом мер, каждая из которых дает улучшение всего на несколько процентов, но вместе они приводят к заметному эффекту, – считает эксперт.
– Например, можно объединить все светофоры Москвы в единую систему, поставить перед ними датчики, чувствующие машины за несколько сотен метров, и объединить компьютерной сетью с единым центром управления. Кроме того, во всей Европе широко используются выделенные полосы для общественного транспорта.
В Москве дороги широкие, полосу для общественного транспорта можно сделать легко. То есть все стоят в пробке, а автобус проезжает свободно. По этим полосам в большинстве стран ездит только полиция, автобусы и такси (конечно, то, у которого есть официальная лицензия на занятие извозом). Тогда люди начнут доверять общественному транспорту, рассуждая так: «На метро или автобусе я доеду быстрее, чем на своей машине, почему бы не воспользоваться такой возможностью». Сейчас же москвичи больше доверяют своему авто», – рассказал Александр Турский.
Отметим, что в столице первую выделенную полосу планируют открыть в этом году на Волоколамском шоссе.