«Военным следственным отделом Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, дислоцированным в г. Цхинвал, возбуждено уголовное дело по факту самовольного оставления места службы младшим сержантом Александром Глуховым по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 338 УК РФ («дезертирство»)», – говорится в сообщении, размещенном в среду на сайте ведомства. По этой статье Глухов может быть осужден на срок до семи лет.
Хозяину дома Глухов сообщил, что находится в отпуске, в связи с чем проводил время по своему усмотрению
«На данный момент следствие установило, что с октября 2008 года Глухов нес службу на командном наблюдательном пункте, расположенном вблизи н. п. Канчавети Ленингорского района Республики Южная Осетия.
12 января 2009 года он самовольно оставил место службы и убыл в н. п. Ленингор Республики Южная Осетия, где проживал в частном домовладении вплоть до 26 января. Хозяину дома Глухов сообщил, что находится в отпуске, в связи с чем проводил время по своему усмотрению», – раскрывают следователи обстоятельства, предшествовавшие побегу российского военнослужащего в Грузию.
«Известно, что накануне исчезновения Глухов получил командировочные в размере 25 тысяч рублей. На предложение командования сдать их на ответственное хранение ответил категорическим отказом», – говорится на сайте СКП.
В то же время представители силовых органов напоминают, что «в соответствии с приложением к ст. 338 УК РФ военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет выявлено, что дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. К числу таковых могут относиться неуставные отношения, «процветающие» в воинском коллективе, а также иные негативные факты, способные оказать влияние на поступки военнослужащего».
Военное ведомство возбудило уголовное дело о дезертирстве спустя полтора месяца после того, как Глухов оставил расположение части, хотя обычно на это требуется намного меньше времени.
«Разница между самовольным оставлением части и дезертирством не во времени, а в умысле, – заметил по этому поводу газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Главной военной прокуратуры Михаил Яненко. – «Самоволка» предполагает то, что часть оставлена военнослужащим на время, с намерением потом туда вернуться, а дезертирство – это когда человек ушел из Вооруженных сил с намерением больше никогда туда не возвращаться».
Напомним, сообщение о том, что Александр Глухов официально признан дезертиром, появилось накануне.
Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, может быть освобожден от уголовной ответственности
«Россия в ближайшее время отправит запрос в Грузию о возвращении сержанта», – сообщил, сделав заявление о возбуждении уголовного дела, главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский.
Реакция грузинской стороны последовала незамедлительно. После того как стало известно, что в отношении Глухова возбуждено дело о дезертирстве, МВД Грузии сообщило, что сержант российской армии попросил политического убежища в этой стране. А замглавы МВД Грузии заверил, что Тбилиси не передаст Глухова российской стороне, пока не завершит рассмотрение вопроса о политубежище.
О том, что военнослужащий российского контингента в Южной Осетии младший сержант Александр Глухов перешел границу с Грузией и сдался грузинскому полицейскому патрулю, стало известно 27 января. После этого МВД Грузии распространило видеоматериал, в котором Глухов рассказывает о причинах своего побега из части в Ахалгори.
«Я прошу президента Грузии предоставить мне убежище, я не могу больше терпеть тех тягот, на которые обречены российские солдаты здесь. Надеюсь, что оно мне будет предоставлено», – сказал Глухов.
Через несколько дней сам младший сержант подтвердил агентству Reuters факт своего дезертирства. «Я планирую остаться здесь жить. Я только что поговорил со своей мамой по телефону и успокоил ее», – рассказал младший сержант корреспонденту агентства в одном из ресторанов «Макдоналдс» в Тбилиси.
Военные неоднократно обещали, что, если сержант Глухов вернется в часть, никаких мер репрессивного характера к нему применено не будет. «В случае его возвращения он продолжит службу, но в другой воинской части», – заявил официальный представитель Сухопутных войск.
Сейчас дезертир Глухов фактически находится в Грузии на правах беженца.