Галина Глухова, мать 21-летнего российского сержанта, перешедшего границу с Грузией, отправилась к сыну, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в военном комиссариате города Сарапул (Удмуртия).
Галина Глухова сказала, что боится ехать в Тбилиси, и попросила о встрече с сыном на территории Грузии, но вблизи Южной Осетии
По словам военного, Галина Глухова выехала из Сарапула 5 февраля, организацией ее поездки занимается Министерство обороны РФ.
В МВД Грузии знают о ее намерениях и сообщили, что мать сержанта вечером 9 февраля прибывает в Тбилиси. «Мы думаем, что после этой встречи многое может проясниться в судьбе младшего сержанта Глухова, который находится в Тбилиси и чувствует себя вполне нормально, – приводит агентство слова официального представителя МВД Грузии Шоты Утиашвили. – Глухов свободен в своих решениях и поступках и если пожелает вернуться на родину, то никто в Грузии препятствовать ему в этом не будет».
Приблизительно в 17.00 Галина Глухова прибыла на Кавказ. Как заявили газете ВЗГЛЯД в правительстве Грузии, Галина Глухова сейчас находится в Южной Осетии, власти Грузии готовы принять ее и организовать встречу с сыном.
«Галина Васильевна Глухова с братом и представителем военного комиссариата Сарапула прибыли в Южную Осетию, дорогу и проживание оплатило Минобороны. Вчера на встрече с командующим 58-й армии Галина Глухова сказала, что боится ехать в Тбилиси, и попросила оказать содействие во встрече с сыном на территории Грузии в непосредственной близости от Южной Осетии», – приводит «Интерфакс» слова официального представителя Сухопутных войск Игоря Конашенкова.
Представители российского контингента в Южной Осетии обратились к правоохранительным органам Грузии с просьбой доставить Александра Глухова в населенный пункт Эредви.
Конашенков подчеркнул, что никаких претензий со стороны командования к младшему сержанту Александру Глухову нет. «В случае его возвращения он продолжит службу, но в другой воинской части», – пообещал официальный представитель Сухопутных войск.
Между тем сам Глухов уже заявил, что его мать не пускают в Тбилиси, передает грузинский телеканал Rustavi-2. «Я хочу, чтобы она приехала в Тбилиси, но ее не пускают, она звонила, чтобы приехал я в Цхинвал», – сказал военнослужащий и сообщил, что обратится к международным организациям, чтобы те помогли его матери добраться в Тбилиси.
У Глухова друзей не было
Между тем газете ВЗГЛЯД стали известны подробности личной жизни сержанта Глухова, которые могли спровоцировать его на переход границы.
«Саша Глухов в нашей школе с 1-го по 9-й класс учился в группе для детей с задержкой развития, – рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель директора сарапульской средней школы № 1 Наталья Гильфанова. – Такие группы численностью от 9 до 12 человек организуются для тех, кто в первом классе не смог освоить минимум по чтению и письму и в дальнейшем требует специальной программы».
По словам Гильфановой, в школе у учителей к Глухову особенных претензий не было, однако педагог отметила, что Глухов рос нелюдимым подростком и среди школьников друзей у него никогда не было. Гильфанова подчеркнула, что Александр Глухов на учете в психоневрологическом диспансере никогда не стоял.
«Обычно, когда наш военкомат призывает на службу детей, проходивших обучение в группе коррекции, они проводят совещание с педагогами и с учетом их рекомендаций принимают решение о призыве. Однако, когда призывали Сашу Глухова, мне никто не звонил», – резюмировала она.
Инфантильность в поведении Глухова отмечают и военные эксперты.
«Это факт печальный, который свидетельствует прежде всего о моральном состоянии самого Глухова, который вообще не понимает, что он сделал, – заявил в эфире телеканала Russia.ru военный эксперт Влад Шурыгин. – У него дикая степень инфантильности: сидеть жевать гамбургеры в грузинском «Макдональдсе», рассказывать, как ему тут дали кучу пряников, и утверждать, что он страну не предавал, просто решил пожить здесь».
Над сержантом издевались
Правозащитники не спешат делать выводы о незаконности призыва Глухова на военную службу на основании того, что он учился в спецшколе.
«Мальчишка он, конечно, заторможенный, это видно по кадрам видеозаписи, – рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД ответственный секретарь Комитета солдатских матерей России Валентина Мельникова, – но говорит он вполне адекватные вещи, журналистов не боится и для «бегунка» ведет себя вменяемо. Кроме того, чтобы инициировать процесс о незаконном призыве, нужно смотреть документы, а у нас их нет».
По словам Мельниковой, скорее всего, события развивались следующим образом. «Глухов сам говорит, что у него не сложились отношения с командованием. Согласно статистике, перед демобилизацией резко увеличивается количество беглых старослужащих солдат, которых офицеры отправляют за водкой и по другим поручениям. Ребятам это делать «западло» – вот они и бегут».
Мельникова заметила, что обстановка именно в 693-м полку, где проходил службу Александр Глухов, крайне неблагополучная. «4 февраля в Военном суде Северокавказского военного округа прошли слушания в деле лейтенанта полка, который обвиняется в избиении двух солдат-срочников. Уверена, что этот случай там не единственный».
Информацию о процессе в отношении лейтенанта 639-го полка газете ВЗГЛЯД подтвердили и в правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», которая представляет интересы избитых призывников из Северной столицы.
«В нашу организацию обратились родители одного из военнослужащих, которые рассказали, что лейтенант 639-го полка Арчаков жестоко избил двух солдат-срочников, у одного из которых сломан нос, а у другого – челюсть, – рассказала газете ВЗГЛЯД сопредседатель организации Элла Полякова. – Но в этом полку Арчаков такой не один. Известен тот факт, что лейтенанты полка издевались над срочником по фамилии Балуев, которого на ночь привязывали к дереву, а чтобы он не замерз насмерть, выставляли рядом караул».
По словам Поляковой, 4 февраля в Военном суде Северокавказского военного округа прошел процесс в отношении Арчакова, результаты которого пока не оглашаются. «Я уверена, что бегство Глухова связано именно с нездоровой обстановкой в части», – резюмировала Полякова.
История вопроса
27 января стало известно, что военнослужащий российского контингента в Южной Осетии младший сержант Александр Глухов перешел границу с Грузией и сдался грузинскому полицейскому патрулю. После этого МВД Грузии распространило видеоматериал, в котором Глухов сам рассказывает о причинах своего побега из части в Ахалгори.
«Я прошу президента Грузии предоставить мне убежище, я не могу больше терпеть тех тягот, на которые обречены российские солдаты здесь. Надеюсь, что оно мне будет предоставлено», – сказал Глухов. В МВД Грузии отметили, что вопрос о предоставлении гражданства Глухову сейчас рассматривается.
Официальный представитель Минобороны РФ тогда назвал эти высказывания «информационной провокацией». «Под физическим либо морально-психологическим воздействием или под угрозами военнослужащий Глухов мог сказать что угодно», – заявил Александр Дробышевский.
«Александр Глухов никому не сдавался, а был захвачен грузинскими силовиками, – сказал тогда Александр Дробышевский, слова которого приводит «Российская газета». – Похоже, что и на телевидение его привезли не по его собственной воле. Иначе как объяснить тот факт, что на экране показывали опустившего голову солдата, а в это время диктор озвучивал его «заявление». Прямое обращение выглядело бы куда правдивее. Но Глухов-то молчал».
Однако сам младший сержант Глухов подтвердил агентству Reuters факт своего дезертирства. «Я планирую остаться здесь жить. Я только что поговорил со своей мамой по телефону и успокоил ее», – рассказал младший сержант корреспонденту агентства в одном из ресторанов «Макдональдс» в Тбилиси.