Сообщение об освобождении «Фаины» пришло утром в понедельник от агентства Reuters и президента Украины Виктора Ющенко. Однако буквально через час его опровергло внешнеполитическое ведомство Украины.
После доставки выкупа на «Фаину» приехали человек сто – все, кто мог претендовать хоть на какую-то, даже минимальную долю добычи
Редактор издания «Морской Бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко, с которым побеседовал корреспондент газеты ВЗГЛЯД, уверен, что эта путаница появилась от безудержного стремления к сенсациям: «У меня информация от судовладельцев, с которыми я практически ежеминутно связываюсь, откуда берут данные Reuters или администрация Ющенко, я даже предположить не могу», – заверил эксперт.
– Вы можете предсказать, когда «Фаину» действительно освободят?
– Сейчас пираты постепенно, мелкими группами покидают борт сухогруза. Мы ожидаем, что вечером, буквально через несколько часов, они все-таки покинут корабль. По последней полученной информации, там оставались 30–40 человек. Кстати, накануне вечером их было около ста – после доставки выкупа в размере 3,2 млн долларов туда приехали все, кто мог претендовать хоть на какую-то, даже минимальную долю добычи, они пересчитывали деньги, делили между собой.
– То, что разбойники покидают «Фаину» группами, свидетельствует о противоречиях между ними?
– Нет, скорее, они руководствуются вопросами безопасности: боятся, что, если разойдутся крупными партиями, у каждой из которых будет, положим, по миллиону, их перехватят на суше и отнимут деньги, реализовав так называемый французский сценарий (пираты, захватившие французскую супер-яхту Le Ponant, были задержаны в результате операции французского спецназа, проведенной после освобождения заложников. – Прим. ред.). Но я уверен, что американцы дали им определенные гарантии, что не будут их трогать.
– Операцию проводят военные США?
#{help=248723}
– Американцы контролируют сход пиратов с борта Фаины. Они обратили внимание на то, что бандиты стараются прихватить с собой сувениры на память – любой груз, который можно унести в руках, в частности, гранатометы. Но американцы пресекли эти попытки. И сразу замечу, что угрозы повторного захвата «Фаины» нет: корабль ВМФ США будет сопровождать «Фаину» после освобождения в кенийский порт Момбасу.
– А почему сухогруз не будет сопровождать один из российских кораблей, которые сейчас находятся у берегов Сомали?
– «Адмирал Виноградов» сейчас несет дежурство в Аденском проливе, у него другие задачи, к тому же от места стоянки «Фаины» его отделяют 1,5–2 тысячи миль. И потом, Россия не имеет непосредственного отношения к «Фаине»…
– Планируется ли операция против пиратов после окончательного освобождения судна?
– Вряд ли, эти бандиты уже расползлись по джунглям, нет смысла их отлавливать.
– Как моряки с «Фаины» себя чувствуют и когда смогут попасть домой?
– Состояние их здоровья, естественно, не может быть хорошим, но в целом – удовлетворительное, серьезно больных и пострадавших нет. А о времени их возвращения можно будет говорить только после того, как «Фаину» полностью освободят. Тогда все можно будет просчитать по минутам.
– Михаил, Вы связываетесь с общественным комитетом «Фаина. S.O.S»?
– Этот комитет родственников моряков «Фаины» – просто фикция, пара-тройка не совсем уравновешенных людей. С одной стороны, я их понимаю, но, с другой стороны, их пример показывает, как не следует себя вести. На их горе нажились представители оппозиции и любители засветиться в средствах массовой информации. Именно по инициативе людей, занимающихся самопиаром, и был создан этот псевдокомитет.
Газета ВЗГЛЯД попыталась узнать, как в часы ожидания чувствуют себя близкие моряков. Жительница райцентра Гайсин Винницкой области Нина Шелестова, сын которой Виталий находится на захваченном корабле, узнала о том, что освобождение близко, по телефону – ей позвонили знакомые из Киева.
– Один-единственный раз за все время плена удалось поговорить с сыном, – вспоминает Нина Шелестова. – Разговор был очень коротким, говорили меньше двух минут. Но я такая счастливая, что услышала голосочек Виталика!
Получить возможность поговорить с сыном матери было непросто. Сначала Нине Шелестовой позвонили из Сомали. Сообщили, чтобы ждала звонок с корабля через сутки. На следующий день мужской голос в трубке назвал номер телефона, сказал, что по нему она может позвонить сыну. Но разговор с Виталием в тот день так и не состоялся. Телефон оказался отключенным.
– Я опять обратилась к знакомым киевлянам. И только после этого они назвали день и час, когда мне позвонит сын. Он сказал, что их держат в очень тесной комнате, что ночью даже ноги невозможно протянуть. Спят там все вместе. Кормят один, максимум два раза в день – дают рис и макароны. Спросила о здоровье, сказал, что держится, а вот другим ребятам приходится худо.
«Мы умоляем, чтобы после освобождения наших моряков сразу привезли домой», – высказала надежду всех близких моряков с «Фаины» Нина Шелестова.
Напомним, украинский корабль, следовавший к берегам Кении под флагом Белиза, был захвачен в конце сентября 2008 года. На борту «Фаины» находятся 33 танка Т-72 и другая бронетехника. На момент захвата в экипаж входили 17 граждан Украины, трое россиян и один гражданин Латвии. После того как капитан судна гражданин России Владимир Колобков скончался от сердечного приступа, обязанности капитана исполняет Виктор Никольский.
Судно принадлежит одесской компании «Томекс». Утверждалось, что оружие на сухогрузе предназначается для правительства Кении, однако некоторые СМИ сообщали, что конечным покупателем являются повстанцы Судана, в котором идет гражданская война.