Теплоход «Омский-122», задержанный 17 февраля у берегов КНДР, освобожден и следует курсом на Владивосток, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на посольство РФ.
Экипаж чувствует себя хорошо, сухогруз прибудет во Владивосток в пятницу
Информация поступила от корейской стороны и была подтверждена генконсульством России, расположенным в городе Чхонджине. По сообщению департамента морских перевозок ОАО «Амурское пароходство», которому принадлежит сухогруз, капитан судна уже вышел на связь.
«Омский-122» должен прибыть во Владивосток в пятницу в 21.00 по местному времени (14.00 по московскому). Экипаж чувствует себя хорошо. Северокорейские власти принесли свои извинения за задержку судна», – рассказал директор департамента Юрий Кудрявцев.
Официальные причины задержания со стороны КНДР до сих пор не озвучены. Российские моряки, в свою очередь, заявляют, что попали в закрытую ракетную зону КНДР из-за шторма: капитан принял решение следовать ближе к береговой черте, где высота волн меньше и более безопасная навигация.
«Это было абсолютно правильное решение, - сообщил ИТАР-ТАСС руководитель Департамента морских перевозок пароходства Юрий Кудрявцев. - Опытный капитан действовал согласно правилам международной конвенции по судоходству, которая предусматривает «право мирного прохода через территориальные воды иностранного государства», - уточнил он.
Однако северокорейская погранохрана остановила российское судно, высадила на его борт группу пограничников и отконвоировала в порт Кимчхэк.
Как писала газета ВЗГЛЯД, «Омский-122» был задержан возле мыса Мусудан. Этот район объявлен властями КНДР зоной, закрытой для посещения иностранцами, поскольку там находится ракетная база «Мусан-ри». Кораблям запрещено подходить к берегу ближе чем на 25 миль.
Напомним, год назад в том же районе был задержан российский теплоход «Лидия Демеш», перевозящий партию автомобилей из Японии. Судно было остановлено в 3–5 милях от побережья страны у мыса Мусудан, где располагается ракетный полигон КНДР.
Капитан «Лидии Демеш» был вынужден приблизиться к берегу из-за сильного шторма, бушевавшего в тот день. В таких обстоятельствах он не успел заблаговременно предупредить корейские власти о намерении войти в территориальные воды КНДР, как того требуют местные правила.
Аналогичный случай у мыса Мусудан произошел и в декабре 2005 года. Российский теплоход «Терней», принадлежащий приморской судоходной компании «Ардис» и шедший с грузом из южнокорейского порта Пусан во Владивосток, попал в шторм.
Поскольку судно относилось к классу «река – море», капитан, опираясь на нормы Международной морской конвенции, в поисках укрытия принял решение войти в территориальные воды КНДР.
Он поставил об этом в известность пограничные власти Северной Кореи и даже получил соответствующее разрешение, о чем есть запись в судовом журнале. Но вскоре судно было остановлено северокорейскими пограничниками. Они поднялись на борт и потребовали от капитана взять курс на порт Кимчак.
Руководство судоходной компании запретило капитану это делать, опасаясь последствий шторма. В результате теплоход и 14 членов его экипажа были задержаны.
Тот инцидент разбирался с участием российских дипломатов. «Генконсульство России просило освободить судно, поскольку по международному праву оно имело право на мирный проход. По данным капитана, который поддерживает связь с судовладельцем, подход к берегу был вынужденным», – сообщили в дипмиссии.
МИД России назвал то расследование неоправданно затянувшимся.