Конституционный суд (КС) во вторник огласил решение по жалобе двух москвичей, которым Федеральная миграционная служба не хотела оформлять загранпаспорта и отказывалась выпускать за границу.
Все правильно. Основания для ограничений прописаны в статье 15 закона о порядке выезда из РФ
Автором первой жалобы была бухгалтер Валентина Алдошина, осужденная за уклонение от уплаты налогов на два года условно и получившая такой же по времени испытательный срок. Вторую жалобу написал Тимур Идалов, осужденный на десять лет тюрьмы, но впоследствии условно-досрочно освобожденный.
В обоих случаях ФМС отказывала им, сославшись на закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Во вторник КС постановил, что положения п. 4 ст. 15 закона, вызвавшие вопросы у заявителей, не противоречат главному закону страны.
Действительно, «право россиян на выезд из страны может быть временно ограничено в случае, если они осуждены за преступление, до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания», сообщается на официальном сайте КС РФ.
Объясняя свое решение, судьи отмечают, что право человека свободно выезжать за пределы своей страны – одна из важнейших ценностей Конституции. Однако «для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55 Конституции РФ) можно им и пренебречь.
Международные акты о защите прав человека говорят о том же: ограничения на выезд возможны, если «они необходимы в интересах прав и свобод других лиц, для удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и предотвращения преступлений, обеспечения общего благосостояния в демократическом обществе», говорится на сайте КС.
Суд отмечает, что данная мера призвана обеспечить исполнение приговоров лицам, виновность которых была признана судом, поскольку «реальный контроль за ними, включая условно осужденных и условно-досрочно освобожденных, возможен лишь в пределах Российской Федерации».
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД попросил прокомментировать решение Конституционного суда адвоката петербургской Адвокатской коллегии, специалиста по уголовному праву Александра Михайлова.
«Все правильно. Основания для ограничений прописаны в статье 15 закона о порядке выезда из РФ. Что касается женщины-заявительницы, видимо, она подала документы на загранпаспорт почти сразу после того, как ей был зачитан условный приговор. И немудрено, что ей отказали. Пока не закончится двухлетний испытательный срок, за границу ее никто не отпустит. Для чего нужен испытательный срок? Если во время этого периода человек совершает новое правонарушение, то условное наказание превращается в реальное», − объяснил юрист.
Что касается второго участника процесса, который был приговорен к 10 годам тюрьмы, но вышел из нее раньше, загранпаспорт ему тоже пока не положен.
«Здесь имело место условно-досрочное освобождение, − продолжает Александр Михайлов. – Я могу предполагать, что из десяти лет он отсидел 2/3 срока и был выпущен за примерное поведение лет через семь. Дальше он находится на свободе, но все еще остается в поле зрения правоохранительной системы. Скажем, если бы он совершил новое преступление, то ему дали бы отдельный срок за него, а еще приплюсовали бы «неотбытые» три года.
В его отношении сейчас действует примерно такой же режим, что и у условно осужденной женщины. До конца назначенного судом десятилетнего наказания, пусть даже он реально освободился раньше, за рубеж его не выпустят. После истечения этого срока в выдаче загранпаспорта ему отказать уже не имеют права», − резюмировал эксперт.
Юрист также прокомментировал ограничения на выдачу кредитов условно осужденным и людям, имеющим непогашенную судимость. Ряд банков отказывает клиентам именно на этих основаниях. «Банки руководствуются собственными рисками, − пояснил адвокат. – Закона, прямо запрещающего выдавать кредиты названным вами лицам, я не знаю. Однако когда мы заполняем бумаги на кредит, мы сами расписываемся в том, что «банк может отказать без объяснения причин». Кому-то может ваше лицо не понравиться, а кому-то − непогашенная судимость. Банк сам решает. Если человек был осужден, к примеру, за мошенничество, то зачем банку нужен такой клиент? А если за бытовое преступление, подрался с кем-то по молодости, отсидел несколько лет, то почему нет? Такие случаи бывают».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, не только бывших преступников не хотят выпускать за границу. Но и нынешних должников, неплательщиков, алиментщиков. По инициативе судебных приставов этим людям могут отказать в праве на выезд прямо в аэропорту или на таможне.