Орудие убийства
В пятницу газета «Коммерсантъ» опубликовала выводы судмедэкспертов, по мнению которых основной причиной гибели пассажиров поезда «Невский экспресс» стали оторвавшиеся и разлетевшиеся по салону кресла.
Причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия
Заместитель начальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александр Романов сообщил, что «причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них».
«Следов воздействия огня на исследованные трупы не обнаружено», – добавил он.
Один из жителей поселка Лыкошино, прибежавший к месту катастрофы в числе первых, рассказал следующее: «Войдя в вагон через двери заднего тамбура и посветив фонарями внутрь, мы сначала не поняли, куда вообще попали. Вагон, не считая трех сдвоенных кресел у самой двери, был пустой, как комната перед ремонтом. Только приглядевшись, мы увидели, что вся его внутренняя начинка съехала в переднюю часть, образовав там плотноспрессованную кучу из кресел, багажа и человеческих тел. Эту массу мы и начали разгребать, вытаскивая из нее в первую очередь тех, кто еще стонал».
В то же время эксперты установили, что вагоны были укомплектованы комфортабельными, но непрочными алюминиевыми креслами немецкого производства. Кстати говоря, во время предыдущего подрыва «Невского экспресса» в 2007 году, когда никто из пассажиров не погиб, в вагонах были установлены тяжелые стальные кресла отечественного производства.
Смерть с сертификатом
Между тем руководство Тверского вагоностроительного завода – единственного в стране предприятия, производящего пассажирские вагоны, распространило заявление, в котором опровергает предположения о том, что людей могли погубить конструктивные особенности вагонов.
«По поводу изложенного считаем необходимым сообщить следующее. Вагоны, которые используются в составе скорого поезда «Невский экспресс», созданы по заказу ОАО «РЖД», произведены на Тверском вагоностроительном заводе двумя партиями в 2001 и 2006 годах. При проектировании вагонов учитывались действующие нормы безопасности для подвижного состава и проводились необходимые комплексные испытания (в том числе испытания на прочность при соударении, пожарную безопасность). Использованные в конструкции вагона кресла прошли двухступенчатые прочностные испытания – вначале отдельно, а затем в составе вагона.
Результаты испытаний, проведенных в 2005 и 2006 годах, положительные. На вагоны был получен сертификат соответствия, разрешающий эксплуатировать их на путях общего пользования», – говорится в заявлении ТВЗ.
Особенностью конструкции вагонов заинтересовалась Генпрокуратура. Надзорное ведомство намерено провести проверку в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и выяснить, законно ли были выданы сертификаты соответствия на пассажирские вагоны поезда, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя Генпрокуратуры Марину Гридневу. По ее словам, проверка будет связана с информацией о том, что большая часть пассажиров, погибших при крушении «Невского экспресса», пострадала из-за того, что сиденья были сорваны с креплений.
Ранее газета ВЗГЛЯД обращала внимание, что, по свидетельствам очевидцев, именно оторвавшиеся элементы конструкции нанесли большую часть травм.
«Оторванное кресло, на мой взгляд, – недостаток конструкции. Я считаю, кресло должно было остаться на месте», – сказал газете ВЗГЛЯД доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения Юрий Бороненко.
Не в первый раз
Оторвавшиеся в результате крушения элементы конструкции вагонов уже оказывались причиной гибели людей в железнодорожных катастрофах. Так, в августе 1988 года в Тверской области произошла авария скоростного пассажирского поезда № 159 «Аврора». Все 15 вагонов пассажирского состава сошли с рельсов. В результате 31 человек погиб, более ста пострадали. После трагедии сидячие вагоны поезда были заменены на купейные, и лишь в начале 2000-х годов «Аврору» составили из сидячих вагонов самолетного типа, на этот раз отвечающих самым жестким требованиям.
Однако в случае с «Невским экспрессом», отмечают эксперты, произошла обратная ситуация: «Наверное, после этой трагедии конструкторами будут сделаны соответствующие выводы, потому что до этого вопросам безопасности внимания уделялось меньше. Своего рода негативную роль в этом сыграла предыдущая катастрофа «Невского экспресса», когда все выжили, и все думали, что все нормально. Это достаточно сложная проблема», – рассказал газете ВЗГЛЯД кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория вагоностроения» Брянского государственного университета Дмитрий Антипин.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, скорый поезд «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Петербург, потерпел крушение в пятницу приблизительно в 21.40 на перегоне Алешинка – Угловка на границе Тверской и Новгородской областей между 285-м и 286-м км трассы. В 21.34 с рельсов сошли три последних вагона.
В результате крушения пассажирского состава погибли 26 человек, около 90 были госпитализированы. Судьба четырех человек пока остается неизвестной.