Во вторник главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (ГСУ СКП) РФ возбудило уголовное дело по факту подрыва взрывного устройства в непосредственной близости от следственной группы, работавшей на месте крушения поезда «Невский экспресс», говорится на сайте ведомства.
Взрывное устройство имело дистанционное управление и было приведено в действие с помощью мобильного телефона
Дело возбудили по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 205 и ч. 1 ст. 222 УК РФ («Террористический акт, совершенный группой лиц по предварительному сговору, незаконный оборот взрывчатых веществ»).
Это дело объединили с основным по факту подрыва поезда. Его расследует ГСУ.
Экспертам уже удалось определить, как был «срежиссирован» второй теракт. «Взрывное устройство имело дистанционное управление и было приведено в действие с помощью мобильного телефона. Это дает следствию основание полагать, что второй взрыв на месте катастрофы поезда мог быть направлен непосредственно против следственной группы», – отмечают в СКП и напоминают, что «подобная тактика уже применяется террористами на Северном Кавказе. В частности, только за последнее время в Южном федеральном округе несколько следственных групп, прибывавших на места происшествий, подвергались обстрелам из гранатометов и подрывам мин-ловушек. В результате несколько сотрудников СКП получили ранения и контузии. Кроме того, следователи и руководители территориальных следственных органов периодически подвергаются угрозам, и в ряде случаев эти угрозы реализуются».
В СКП также сообщили, что рядом с местом подрыва была найдена куртка с письмами мз тюрьмы. «Примерно в 100 метрах от места подрыва поезда обнаружена куртка с письмами заключенного, устанавливается владелец куртки и возможная причастность его к преступлению», - говорится в сообщении СКП.
Между тем правоохранительные органы, занимающиеся расследованием взрывов на железной дороге в Дагестане, не исключают связи между этими происшествиями и подрывом «Невского экспресса».
«Оперативным путем проверяется причастность к совершению преступления одних и тех же лиц из числа незаконных бандформирований на Северном Кавказе. В том числе и к совершению террористического акта при подрыве «Невского экспресса», – приводит «Интерфакс» слова руководителя отдела криминалистики Южного следственного управления на транспорте СКП РФ Сергея Бойко.
По его мнению, оба подрыва железнодорожного полотна в Дагестане, один из которых произошел 30 ноября, а предыдущий – 2 июля этого года, были совершены аналогичным способом.
«По делам о подрывах железнодорожного полотна в Дагестане усматривается аналогичный способ совершения подрыва», – подтвердил Бойко.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, о связи между двумя терактами на железной дороге еще накануне говорил премьер-министр России Владимир Путин. «Мы знаем, что и вторая попытка была совершена аналогично теракту в Дагестане», – сказал он на встрече с первым вице-премьером Виктором Зубковым, который возглавляет комиссию по оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших в результате теракта на «Невском экспрессе».
Напомним, скорый поезд «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Петербург, потерпел крушение в пятницу приблизительно в 21.40 на перегоне Алешинка – Угловка на границе Тверской и Новгородской областей между 285-м и 286-м км трассы. В 21.34 с рельсов сошли три последних вагона.
В результате крушения пассажирского состава погибли 26 человек, около 90 были госпитализированы. Судьба двух человек пока остается неизвестной.
По делам о подрывах железнодорожного полотна в Дагестане усматривается аналогичный способ совершения подрыва
Уголовное дело возбуждено по статьям «Терроризм» и «Незаконное хранение огнестрельного оружия или взрывчатых веществ».
«Похожий» теракт в Дагестане – на перегоне Избербаш – Инчхи Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги – произошел приблизительно в 6.00 понедельника. «При следовании пассажирского поезда № 374 сообщением Тюмень – Баку на 2354-м километре дороги Москва – Баку, недалеко от станции Инчхи произошел подрыв железнодорожного полотна под проходившим электровозом. Пострадавших нет. Локомотив электропоезда получил незначительные повреждения. Поезд состоял из восьми вагонов», – говорится в отчете СКП.
Как уточнил Бойко, под первой колесной парой локомотива сработало взрывное устройство, эквивалентное приблизительно 300 граммам тротила. В результате воздействия взрывной волны незначительные повреждения получило железнодорожное полотно.
После проведенной доследственной проверки дело было возбуждено по тем же статьям: 205 («Террористический акт») и ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»).
«После проведения минно-саперных работ сотрудниками управления ФСБ по Республике Дагестан иных взрывных устройств не выявлено, проводится осмотр места происшествия, в ходе которого уже обнаружены и изъяты элементы взрывного устройства (провода, фрагменты батареек)», – сообщил руководитель отдела криминалистики Южного следственного управления на транспорте СКП. «Первичный опрос локомотивной бригады показал, что в момент движения пассажирского поезда рядом с полотном кто-либо отсутствовал, наложения на рельсах отсутствовали», – уточнил он.
Второй теракт, о котором говорил Бойко, произошел 2 июля на перегоне Манас – Тарки участка Дербент – Махачкала Северо-Кавказской железной дороги. Взрыв прогремел при прохождении ремонтного состава ПМС-143 в составе 32 вагонов с ремонтной бригадой и техникой, двух тепловозов и электровоза. В результате взрыва были незначительно повреждены рельсы. Погибших и пострадавших также нет.
Однако в тот же день при проведении следственно-оперативных мероприятий на месте происшествия произошел второй взрыв, в результате которого погиб сотрудник УФСБ по Республике Дагестан.
Уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «е» ч. 2 ст. 105 («Покушение на убийство»), ст. 317 («Покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов») и ч .1 ст. 222 («Незаконное хранение оружия») УК РФ.