В среду в Москве представители Следственного комитета (СК) при МВД России отчитались о ходе расследования уголовного дела по факту смерти юриста инвестфонда Hermitage Capital Management (HCM) Сергея Магнитского. Представители следствия призвали не придавать политическую окраску расследованию, передает РИА «Новости».
Единственной деятельностью этих обществ было приобретение акций компании «Газпром» в нарушение установленного законодательством РФ запрета
«Это налоговое преступление. То, что делу придают политическую окраску, − этого ничего нет», − заверила журналистов начальник пресс-службы СК при МВД Ирина Дудукина.
«У предварительного следствия имеются достаточные данные, указывающие на причастность Магнитского и Браудера к совершению преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, − неисполнение обязанности налогового агента компаниями «Рилэнд», «Камея», «Парфенион», «Махаон» и другими. При этом сумма причиненного ущерба, по предварительным расчетам, превышает 3,5 млрд рублей», − рассказала Дудукина.
Руководителем этих обществ по решению их иностранных участников был назначен Уильям Браудер, который являлся главой московского представительства компании Hermitage и оказывал консультационные услуги фонду Hermitage.
Руководство фонда HCM ранее отвергало все эти обвинения. Оно заявляло, что 5,4 млрд рублей налогов, уплаченные государству его компаниями, украли рейдеры.
Также в среду следствие сообщило, что скончавшийся в СИЗО юрист и глава HCM Уильям Браудер причастны к созданию нескольких фирм, через которые в обход запрета на обращение акций Газпрома за границу были проданы 2% акций монополии.
«В 1996−1998 годах в Калмыкии были учреждены ООО «Дальняя степь» и ООО «Сатурн инвестмент», фактическим учредителем которых выступил расположенный в оффшорной зоне на острове Гернси фонд Hermitage. Единственной деятельностью этих обществ было приобретение на заемные средства акций компании «Газпром» в нарушение установленного законодательством РФ запрета на приобретение акций газового монополиста иностранными лицами», − рассказала Дудукина.
«Магнитский являлся пособником Браудера, поскольку помогал ему уклоняться от уплаты налогов», − отметила Дудукина.
Она добавила, что в течение 2000 года компании «Дальняя степь» и «Сатурн инвестмент» осуществляли продажу принадлежавших им акций ОАО «Газпром», в связи с чем обязаны были уплатить в бюджет налог в размере 35% от полученной прибыли, но фактически данные общества уплатили в бюджет налог по ставке 5,5%.
А адвокат Магнитского Дмитрий Харитонов в среду заявил, что также стало известно, что письма и дневники, которые его подзащитный вел в СИЗО, исчезли, сообщает радиостанция «Эхо Москвы». Харитонов считает, что тетради исчезли, «потому что есть люди, которые заинтересованы в их отсутствии».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во вторник президент России Дмитрий Медведев распорядился провести дополнительное расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского. Соответствующие поручения уже даны генпрокурору РФ Юрию Чайке и министру юстиции Александру Коновалову.
Это налоговое преступление. То, что делу придают политическую окраску, – этого ничего нет
По факту смерти Сергея Магнитского было возбуждено уголовное дело по двум статьям − 124 («Неоказание помощи больному») и 293 («Халатность») УК РФ.
Накануне же стали известны результаты экспертизы, которая должна была установить причины смерти юриста. «Согласно официальному заключению экспертов, Сергей Магнитский умер от сердечной недостаточности», – передавал «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах. По его словам, соответствующее заключение прокуратуры уже подготовлено.
В то же время близкие скончавшегося не раз высказывали сомнения по поводу объективности судебно-медицинской экспертизы.
«У родственников существуют обоснованные сомнения в объективности судебно-медицинской экспертизы, проведенной в судебно-медицинском морге № 11, поскольку она проводилась под контролем следователей и представителей ФСИН», – говорилось в сообщении инвестфонда НСМ, распространенном 19 ноября. Однако Следственный комитет Преображенской межрайонной прокуратуры Москвы отказал в выдаче разрешения на повторную судебно-медицинскую экспертизу.
Напомним, 37-летний Сергей Магнитский скончался поздно вечером 16 ноября. Последние 11 месяцев он находился в следственном изоляторе «Бутырка». Его и главу фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера обвиняли по ч. 2 ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере»). Браудеру обвинение предъявлено заочно.
Инвестиционный фонд НСМ начал работать в России с 1996 года. В 1997 году его прибыль за счет роста акций Газпрома составила 228% – лучший показатель для подобных фондов.
Компания Браудера начала вкладывать деньги в акции ведущих компаний российского ТЭК: Газпрома, Сургутнефтегаза и других. Также HCM владеет бумагами Транснефти и Сбербанка. Основные инвестиции были сфокусированы на России.
Проблемы у фонда начались в конце 2005 года, когда Уильяма Браудера не пропустили через границу. С тех пор ему не удалось получить разрешение на въезд, официальные причины названы не были.
В июне 2007 года оперативники МВД обыскали офис Hermitage Capital Management в России. В ноябре 2008 года Следственным комитетом совместно с сотрудниками управления по борьбе с налоговыми преступлениями столичного ГУВД был задержан Сергей Магнитский.
Следствие утверждало, что Магнитский «по предварительному сговору с рядом лиц уклонился от уплаты налогов с организаций ООО «Дальняя степь» и ООО «Сатурн инвестментс», включив в налоговые декларации заведомо ложные сведения о наличии в штате организации не менее 50% инвалидов». В СК утверждают, что Магнитский лично участвовал в ведении бухгалтерского учета и составлении налоговой отчетности обоих ООО, а инвалиды, о которых говорилось в декларациях, были оформлены на работу фиктивно.
В Hermitage эти заявления назвали «не основанными на фактах».