«Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП РФ) Александр Бастрыкин поручил органам процессуального контроля тщательно изучить материалы уголовного дела о крушении 9 января 2009 года на территории Кош-Агачского района Республики Алтай вертолета Ми-171 и проверить полноту проведенного расследования», – говорится в сообщении, размещенном в среду на сайте ведомства.
На Алтае планировалось провести митинг против закрытия дела о крушении Ми-171
Напомним, крушение вертолета Ми-171 (модификации Ми-8 авиакомпании «Газпромавиа»), с борта которого чиновники вели отстрел архаров (горных баранов) на территории Кош-Агачского района, произошло 9 января этого года.
Вертолет разбился при попытке поднять на борт застреленных животных. На борту Ми-171 находились 11 человек: трое членов экипажа и восемь пассажиров. В число последних входили вице-премьер правительства Республики Алтай, представитель Республики Алтай при правительстве РФ Анатолий Банных, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Канин и представитель президента России в Госдуме Александр Косопкин.
В авиакатастрофе погибли семь человек, в том числе Косопкин. Четверо, включая Банных, выжили. В марте вице-премьер был освобожден от должности.
Официальные власти Алтая долгое время отрицали факт охоты, однако спустя почти четыре месяца, 4 мая, СКП РФ возбудил уголовное дело по факту незаконной охоты чиновников на горных баранов на Алтае.
11 июня комиссия по расследованию авиационных происшествий МАК опубликовала отчет о расследовании крушения.
Выводы следствия подтвердили предположения, выдвигавшиеся ранее: пассажиры действительно занимались отстрелом животных с борта воздушного судна в нарушение всех правил. Так, в соответствии с постановлением правительства Республики Алтай от 01.09.2005 года на всей территории региона «запрещается применение автомототранспортных и летательных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных и летательных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором».
Правда, к аварии привело другое нарушение: в момент крушения машиной управлял один из пассажиров – командир вертолета местной авиакомпании, который в соответствии со всеми нормативными документами не имел права находиться в кабине, не говоря уже о том, чтобы занимать рабочее место пилота.
«Причинами катастрофы вертолета Ми-171 RA-22463 явились ошибка в пилотировании находившегося на рабочем месте второго пилота пассажира, осуществлявшего активное пилотирование вертолета на заключительном этапе, выразившаяся в допущении снижения при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой руководством по летной эксплуатации (500 м), и отвлечение внимания членов экипажа, приведшее к потере контроля высоты и неправильной оценке положения вертолета относительно препятствий», – заключили специалисты.
В ходе расследования были также обнаружены грубые нарушения в заполнении необходимой документации. Не были заполнены список пассажиров, справка о массе багажа, груза и его свойствах. При посадке пассажиров, отмечают представители МАК, экипаж не потребовал от них соблюдения правил перевозки охотничьего оружия. В ходе полета экипаж неоднократно дезинформировал органы ОВД, сообщая неправильные сведения о своем местонахождении и характере выполняемых работ, из-за чего впоследствии спасателям пришлось затратить намного больше времени на поиск разбившейся машины.
Дело давно закрыто с формулировкой «гибель лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности
Одновременно с завершением работы комиссии МАК Генпрокуратура РФ объединила дело о незаконной охоте с уголовным делом по факту крушения вертолета в одно производство.
Однако общественные природоохранные организации требовали более тщательного расследования. «К сожалению, случившееся заставляет поднять некоторые «неудобные» вопросы. Поступающие факты дают основания полагать, что причиной трагедии на Алтае стала охота с вертолета, которая запрещена законом и является браконьерством», – заявили, в частности, газете ВЗГЛЯД в WWF России. Затем WWF совместно с российским отделением Greenpeace обратился к генпрокурору Юрию Чайке с требованием расследования этого факта. Экологи подчеркивают, что незаконная охота на аргали должна рассматриваться по ст. 258 Уголовного кодекса РФ.
Тем не менее, как писала газета ВЗГЛЯД, в конце прошлой недели стало известно, что дело, по поводу которого у общественных организаций оставалась масса вопросов, вообще было закрыто. Причем произошло это еще в середине августа, но известно об этом стало лишь в ноябре.
Во время сессии госсобрания – Эл Курултая – Республики Алтай депутатам, обратившимся в сентябре в Следственный комитет с запросом, как продвигается расследование дела, вручили бумаги о том, что дело давно закрыто, с формулировкой «гибель лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности».
В документе указано, что причиной авиакатастрофы Ми-171 явились нарушения правил безопасности и эксплуатации воздушного судна его погибшим командиром Алексеем Баяндиным. В причинно-следственной связи с крушением вертолета и наступившими последствиями, по мнению следователей, находятся действия Владимира Подопригоры: проработав много лет на внутренних линиях в Республике Алтай, он занял место второго пилота. Доказательствами причастности к браконьерству погибшего Александра Косопкина, а также выживших Банных, Капранова, Белинского и второго пилота Максима Колбина следствие не располагает.
После этого в блог Дмитрия Медведева и на адрес генпрокурора Юрия Чайки поступили сразу несколько обращений от защитников животных.
«Это письмо (главы СКП РФ Бастрыкина Эл Курултаю Республики Алтай) и выводы следствия, по моему убеждению, – позорный документ, низводящий до нуля какие-либо заявления о начале борьбы с коррупцией в стране, – пишет, в частности, блогер Елена. – Согласно выводам следствия (по письму Бастрыкина), полпред Косопкин и заместитель главы РА Банных летали в Ми-171 фактически для того, чтобы «наблюдать организованное браконьерство» гармониста Вялкова, сотрудника АП РФ Ливишина и главы комитета по природным ресурсам РА Каймина. Я не требую и не имею права требовать возмездия – в отношении многих оно уже состоялось по воле иных сил. Я прошу правды и честного расследования и объявления истинной ситуации».
На Алтае также планировалось провести митинг против закрытия дела о крушении Ми-171.