Общество

28 октября 2009, 18:58

США запустили Ares I-X, которая заменит шаттлы

Фото: Reuters

Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X, откладывавшийся из-за плохой погоды, состоялся. В ходе первого полета ракеты, призванной заменить отслужившие свое шаттлы, NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в особенностях проекта и его проблемных сторонах.

Запуск экспериментальной ракеты-носителя Ares I-X состоялся со второй попытки.

Старту мешала лишь природа – за несколько дней на мысе Канаверал установилась пасмурная погода с высокой облачностью и осадками

Канал NASA TV показал в прямом эфире старт ракеты с космодрома им. Кеннеди, который находится на мысе Канаверал во Флориде.

Накануне запуск был отложен из-за плохой погоды. Метеоусловия не изменились и в среду, и пуск состоялся в итоге на несколько часов позже намеченного ранее. По оценкам синоптиков, за минувшую ночь в 8-километровом радиусе от стартового стола было зарегистрировано более 150 грозовых разрядов, передает ИТАР-ТАСС.

Это первый испытательный пуск ракеты, которая в будущем должна заменить шаттлы, использующиеся для доставки астронавтов в космос, после того как многоразовые корабли будут выведены из эксплуатации в 2010 году.

Техники NASA несколько предшествующих старту дней проверяли системы Ares I-X. По их заверениям, ракета полностью исправна. Старту мешала лишь природа – за несколько дней на мысе Канаверал установилась пасмурная погода с высокой облачностью и осадками, которая лишь на 40% позволяла рассчитывать на успешный старт.

Из-за особенностей конструкции носителя – наличия заметного «бокового стартового дрейфа» – он довольно чувствителен к воздействию порывов ветра, который способен «сдуть» Ares с пускового стола или столкнуть его с фермой обслуживания, что неизбежно вызовет катастрофу.

Ракета в своем сегодняшнем виде представляет собой технологический демонстратор – макет перспективной космической транспортной системы, разрабатываемой в рамках программы Constellation («Созвездие»). Экспериментальная версия Ares, в отличие от рабочего варианта, имеет первую твердотопливную ступень из четырех, а не из пяти рабочих сегментов. Вместо пятого сегмента, жидкостной второй ступени и капсулы для экипажа Orion используются их габаритно-весовые макеты.

Ракета была установлена на стартовом столе 39В, который недавно был модернизирован с учетом особенностей новой 100-метровой ракеты: по многим параметрам Ares может считаться крупнейшим космическим аппаратом в мире. Его длина на 44 метра превышает длину шаттла в снаряженном состоянии: с топливным баком и ускорителями. Создание Ares I-X обошлось в 445 млн долларов.

В дальнейшем, как предполагается, в состав космической транспортной системы войдут, помимо носителя, новый пилотируемый исследовательский корабль Orion (Crew Exploration Vehicle, CEV), ракета-носитель Ares I (Crew Launch Vehicle (CLV)) для вывода на орбиту вокруг Земли пилотируемого исследовательского корабля, ракета-носитель Ares V (Cargo Launch Vehicle, CaLV) для вывода в космос полезных грузов и лунный модуль Altair (Lunar Surface Access Module, LSAM), предназначенный для посадки на Луну и взлета с поверхности спутника.

Основная задача Ares I – вывод на орбиту вокруг Земли космического корабля с экипажем из 4–6 астронавтов на борту. Вторая возможность использования Ares I – вывод на орбиту полезных грузов весом до 25 тонн. Грузовой вариант предполагается использовать для снабжения Международной космической станции, а также для вывода на орбиту грузов, предназначенных для лунных экспедиций.

В ходе первого полета NASA рассчитывает проверить аэродинамику, управляемость, электронные системы, а также акустические и вибрационные характеристики нового носителя. Ожидается, что полет продлится 2,5 минуты, при этом ракета поднимется на высоту 40 километров, где произойдет разделение ступеней, после чего фрагменты упадут в западной части Атлантического океана.

Джордж Диллер, представитель NASA, заявлял ранее, что во время старта специалисты получат практические данные о летных характеристиках ракеты, определят, насколько слаженно работают узлы, отвечающие за отделение ее ступеней, а также оценят общую эффективность двигателей и системы разгона носителя. «У Ares I-X будет три попытки запуска на будущей неделе – 27, 28 и 29 октября соответственно. Изначально было запланировано две попытки старта, но ввиду переноса даты запуска шаттла Atlantis на 16 ноября у нас появилось дополнительное время», – сказал Диллер.

Между тем проект ракеты, как и сама концепция программы «Созвездие», вызывают критику среди американских специалистов в области космонавтики. Одной из ключевых проблем, выявившихся при разработке ракеты-носителя Ares I и ее компьютерном моделировании, явился недопустимо высокий уровень вибрационных нагрузок вследствие использования твердотопливной первой ступени. Их величины таковы, что они способны не только сделать полет к Луне невозможным, но и уничтожить астронавтов в корабле физически, буквально «вытряхнув душу». Как сообщает Associated Press, инженеры NASA в попытке спасти лунную пилотируемую программу рассматривают возможность установки кресел астронавтов в космическом корабле Orion на пружинных амортизаторах, аналогичных тем, что используются в средних грузовиках.

Предполагается использовать регулируемый демпферный узел, основу которого будут составлять большие пружины. Система датчиков будет контролировать развитие вибраций и настраивать пружинный демпфер таким образом, чтобы вибрации хотя бы полезной нагрузки не достигали недопустимо высокого уровня. Однако это решение, как представляется, приведет к уменьшению надежности системы: выход из строя одного амортизатора может привести к гибели космонавтов или разрушению полезной нагрузки.

Проблема смертельно опасных вибрационных нагрузок РН Ares I – далеко не единственное препятствие, мешающее отправить человека на Луну. Космический корабль Orion выходит настолько перетяжеленным, что не позволяет обеспечить выполнение пилотируемых полетов на Луну.

В попытке хоть как-то облегчить его специалисты рассматривают возможность отказаться от выбранной ранее схемы посадки возвращаемой на Землю капсулы на сушу и вернуться к схеме посадки «по-мокрому», как это было на аппаратах серии Apollo. Впрочем, даже это решение само по себе проблему не решает – корабль нуждается в дальнейшем облегчении.

Кроме того, если прежде планировалось, что первый полет с астронавтами на борту ракета сможет осуществить в 2013 году, то сегодня, как отмечают эксперты, NASA не успеет ввести ракету в строй до этого времени; по прогнозам администрации, готовый космический корабль будет готов не раньше 2016–2017 годов.

Программа испытывает и финансовые затруднения. Так, разработка только лишь одного из двигателей уже привела к перерасходу в нынешнем году 80 млн долларов.

Еще полтора десятка технических проблем характеризуются как сопряженные с чрезвычайным риском. Среди них – создание теплозащиты, а также проблема с программным обеспечением, разработка которого ведется с отставанием от графика.

Впрочем, подобные проблемы почти всегда преследуют крупные проекты на начальном этапе реализации. «Располагая достаточным количеством времени и финансирования, НАСА, безусловно, может разработать, построить и успешно запустить Ares I.

«Вопрос – а надо ли это делать?» – цитирует BBC доклад специальной комиссии, курирующей американскую пилотируемую программу. «У агентства появился шанс вспомнить, как строятся корабли, – заявил Роберт Эсс, менеджер проекта Ares I-Х. – Для нас новая разработка означает сбор полезной информации».

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Путин об освобождении Северска: Сказал и сделал. Мужчина
Темы дня

Провальные британские бронемашины придется осваивать Украине

Россия должна «начинать беспокоиться», заявляют в Великобритании и намекают на то, что новейшие бронемашины «Аякс» могут быть переданы Украине. Однако на самом деле беспокоиться должно Минобороны Соединенного Королевства: выяснилось, что платформа «Аякс» является угрозой вовсе не для противника, а для экипажа этой бронемашины, и сам этот проект фактически позорным образом провалился.

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Рютте призвал Европу готовиться «сражаться с русскими»

Азаров: Я мог убедить Януковича подавить госпереворот силой

Обманутая мошенниками пианистка Адфельдт решила вернуть себе проданную квартиру

Новости

В Восточной Европе возмутились новой стратегией нацбезопасности США

Анализ публикаций СМИ и соцсетей показал преобладание негативных оценок новой стратегии нацбезопасности США в Польше, Чехии и Словакии, в отличие от Венгрии.

В Финляндии назвали причину перевооружения Европы

Перевооружение европейских стран вызвано не опасениями перед Россией, а неудачей Евросоюза на Украине, заявил финский политик Армандо Мема, член партии «Альянс свободы».

Актер Добронравов рассказал о желании дочерей связать жизнь с искусством

Актер Виктор Добронравов рассказал, что его дочери учатся в школе Сергея Казарновского и проявляют интерес к творческим профессиям.

На Украине дроны применили для попытки заказного убийства

В Сокольниках возле Львова дрон ударил по коттеджу, полиция рассматривает случившееся как попытку убийства с применением дрона, сообщают украинские СМИ.

Военных ВСУ после возвращения из самоволки начали отправлять в штурмовики

Украинские военные теперь не могут перевестись в желаемое подразделение после возвращения из самовольного оставления части (СОЧ), для них предусмотрен перевод в штурмовые части, пишут местные СМИ.

Глава правительства Болгарии объявил о досрочной отставке кабмина

Премьер-министр Болгарии Росен Желязков объявил о добровольной отставке правительства на фоне крупных акций протеста.

Путин объявил о введении семейной выплаты в дополнение к другим мерам поддержки

Президент России Владимир Путин объявил о новой мере поддержки семей с детьми, позволяющей получить возврат налога при доходе ниже полутора прожиточных минимумов.

Мерц сообщил о передаче Трампу предложения о территориальных уступках Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что президенту США Дональду Трампу было представлено предложение о территориальных уступках Украины в рамках мирного урегулирования.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Карлсон назвал Россию самым выгодным союзником для США

Американский журналист Такер Карлсон высказал мнение, что Россия могла бы быть самым близким и выгодным союзником для Соединенных Штатов.

Сенатор США Грэм призвал захватывать российские танкеры с нефтью

Американский сенатор Линдси Грэм (внесен в России в перечень террористов и экстремистов) предложил применять захват танкеров, как у побережья Венесуэлы, к российским судам из так называемого теневого флота.

Путин заявил об индексации на 7,6% страховых пенсий с 1 января

Страховые пенсии по старости для российских граждан с 1 января 2026 года увеличат на 7,6%, что превысит ожидаемые темпы инфляции, социальные пенсии будут проиндексированы с 1 апреля, заявил президент России Владимир Путин.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов