Во вторник стало известно, что накануне, 5 января, в Аденский залив – место действия сомалийских пиратов – прибыли три военных корабля Китая. Об этом сообщает «Интерфакс». Китай отправил военные корабли в чужие воды впервые за много столетий. Главная их задача – сопровождать суда, идущие под китайским флагом, однако специально отмечается, что заявку на обеспечение безопасности могут подать суда под любыми флагами. Кроме того, в Аденском заливе уже находятся три военных корабля Саудовской Аравии.
В 2008 году прямые потери от действий пиратов составили около 120 млн долларов
Ранее китайские СМИ сообщали, что экипажу торгового судна, зарегистрированного в Сьерра-Леоне, удалось отбить нападение сомалийских пиратов в Аденском заливе. В состав экипажа судна, которое направлялось в Джибути, входили 32 китайца. Попытку захвата предприняли четыре злоумышленника, однако экипажу удалось дать им отпор.
Впрочем, если военные корабли и могут представлять потенциальную опасность, реальную уже составили боевики из радикального исламистского движения «Аш-Шабааб», которые, воодушевившись выводом эфиопских войск из Сомали, захватили и удерживают Хобио – прибрежный городок, давно известный как база пиратов.
Вблизи Хобио в настоящее время держатся в пиратском плену судно «Фаина» и супертанкер Sirius Star.
«Аш-Шабааб» представляет собой ответвление Исламской партии, целью которой является установление в Сомали законов шариата. Во второй половине 2006 года эта партия контролировала более половины территории страны. Отметим также, что Сомали не имеет дееспособного правительства с 1991 года. Исламские повстанцы борются за контроль над страной и за выдворение эфиопских войск.
На территории страны находятся самопровозглашенное государство Сомалиленд и самопровозглашенная автономия Пунтленд. По данным военных США, движение «Аш-Шабааб» связано с международной террористической сетью «Аль-Каида*».
«Аш-Шабааб» представляет собой ответвление Исламской партии, целью которой является установление в Сомали законов шариата
Как сообщает издание «Морской бюллетень – Совфрахт», «Аш-Шабааб» всерьез собирается бороться с морскими разбойниками, поскольку большая часть населения прибрежной части Сомали недовольна действиями пиратов. При этом ранее движение «Аш-Шабааб» выступало не против пиратства в целом, а против захватов «исламских» судов, в первую очередь супертанкера Sirius Star. Кроме того, предыдущие заявления исламистов указывали на то, что их действия – это не борьба с пиратством, а способ заработать.
Ранее газета ВЗГЛЯД сообщала, что в сомалийском плену находятся 17 судов и две яхты, более 300 моряков, в том числе 13 граждан России, 25 украинцев и один гражданин Латвии.
При этом на борту теплохода CEC Future находятся 11 граждан России, по одному гражданину Эстонии и Грузии. На борту сухогруза «Фаина» – двое граждан России, 17 – Украины, один – Латвии. На Bosphorus Prodigy находятся восемь граждан Украины. Всего в плену в настоящее время содержатся более 300 моряков – как минимум 287 человек из стран, заявлявших о захватах, плюс неизвестное количество членов экипажей рыболовных судов Йемена и Кении. Средняя стоимость выкупа за каждое судно составляет 1,8 млн долларов. Средняя продолжительность нахождения в плену – 60 суток.
Принцип освобождения заложников у пиратов один – большие деньги. Таким образом уже освобождены 15 судов. Между тем иногда удаются и силовые операции. Так, французскому спецназу удалось освободить семейную пару французских яхтсменов. Кроме того, по утверждению правительства автономной провинции Пунтленд, наемной береговой охраной провинции освобождены два судна. Третий вариант и вовсе парадоксальный: йеменские сухогруз Amina и рыболовное судно Falluja вовсе были освобождены бесплатно.
В плену у сомалийских разбойников сейчас находятся два судна, захват которых привлек внимание мировой общественности. 25 сентября был захвачен украинский сухогруз «Фаина», на борту которого обнаружились тяжелые вооружения, в том числе 33 танка Т-72. А 17 ноября пираты сумели взять на абордаж один из крупнейших супертанкеров – Sirius Star, перевозивший около двух миллионов баррелей нефти. Оба упомянутых выше захвата произошли на расстоянии свыше 500 км от берега, где экипажи считали себя вне опасности.
В 2008 году прямые потери от действий пиратов составили около 120 млн долларов – это общая сумма выкупа, выплаченная за освобождение судов. Но есть еще и косвенные убытки, связанные с ростом страховых выплат и изменением маршрутов.
Проблемой пиратов пришлось заниматься не только соседним государствам, великим державам, чьи интересы были затронуты, но и Совбезу ООН – органу, призванному бороться за поддержание мира в глобальном масштабе. ЕС, Россия, США, КНР, Индия, Малайзия и многие другие страны направили в район Африканского Рога в общей сложности около 20 боевых кораблей.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ