Как сообщают информагентства, Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) «Базальт», специализирующееся кроме прочего на разработке гранатометных комплексов, получило первую зарубежную заявку на оснащение вооружением гражданских судов для борьбы с морскими пиратами. Комплекс будет продемонстрирован на открывающейся вскоре в Абу-Даби международной выставке вооружений IDEX-2009.
Противодиверсионный комплекс представляет собой 45-милиметровый ручной гранатомет с фугасной ФГ-45 и сигнальной СГ-45 гранатами
Известно, что заказчик – одна из стран, расположенных в районе Малаккского пролива. Этот регион издавна, еще со времен средневековья является ареной активной деятельности пиратов. И если в других местах с морским разбоем удалось, в основном, покончить, то борьба с малайскими пиратами практически безуспешно ведется столетиями.
«Базальт» продвигает на внутренний и международный рынки предложения по оборудованию гражданских судов комплексами вооружений для борьбы с пиратами. Они могут создаваться, в частности, на базе гранатометов ДП-64, поставляемых «Базальтом» российскому ВМФ в качестве противодиверсионных средств.
Ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва» (ТКБ-0171) (в некоторых СМИ его называют РПГ-64, хотя такое обозначение получают противотанковые гранатометы, и в списке продукции предприятия такое оружие не значится) создан в 1989 году. В настоящее время это оружие в ограниченных количествах поставляется подразделениям береговой охраны и ПДРБ российского Военно-морского флота (ВМФ). Как отмечает генеральный конструктор предприятия Анатолий Обухов, при его создании решались две задачи: эффективное поражение боевых пловцов и максимальное удобство эксплуатации.
Противодиверсионный комплекс представляет собой 45-милиметровый ручной гранатомет с фугасной ФГ-45 и сигнальной СГ-45 гранатами. Сигнальная граната предназначена для обозначения места боевых пловцов, а фугасная – для их поражения. Конструктивно оружие представляет собой «двустволку-вертикалку». Прицел с механическим уровнем позволяет вести стрельбу как прямой наводкой, так и навесную, с закрытой позиции. Выстрелы из гранатомета производятся поочередно из каждого ствола. Заряжание осуществляется с казенной части, при этом затвор открывается, и в каждый ствол вкладываются подготовленные к стрельбе гранаты.
Любопытна конструкция фугасной гранаты ФГ-45, которая представляет собой, скорее, миниатюрную глубинную бомбу. При достижении заданной глубины происходит подрыв взрывчатого вещества. Уничтожение диверсанта осуществляется не за счет действия поражающих элементов (осколков, шариков и т. д.), а за счет создания мощной акустической волны.
Очевидно, что пираты на их посудинах не боевые пловцы, практически беспомощные в воде, а потому практически не способные оказать активное сопротивление. Морские разбойники оснащены как минимум автоматическим стрелковым оружием, а потому для оборонительной установки желательно хотя бы легкое щитовое прикрытие. Да и тип боеприпаса желательно иметь иной – для стрельбы преимущественно прямой наводкой.
Времена, когда «купцы» не рисковали соваться в южные моря без пары-тройки пушек на борту, а пиратов развешивали на реях после формальной судебной процедуры, давно прошли. Сейчас наличие оружия на борту гражданского судна грозит большими неприятностями владельцам, капитану и команде. И совсем другое дело – оружие нелетального действия.
Особенности гранатомета, представляющего собой по сути увеличенное охотничье ружье, позволяют создать для него целый ряд несмертельных боеприпасов. Это могут быть светошумовые, дымовые или газовые гранаты. А в случае, если непрошеные гости будут слишком настойчивы в своих попытках, в ход могут быть пущены и боевые боеприпасы.
Вообще тема нелетального противопиратского оружия в последние годы стала весьма актуальной. В мире создано немало образцов, использующих различные физические принципы, однако широкого применения в гражданском флоте они пока не нашли, за исключением так называемых «звуковых пушек». Речь идет об устройствах, называемых LRAD (Long Range Acoustic Device, акустическое устройство дальнего действия). Созданная в 2000 году для защиты кораблей от нападения террористов, пиратов или хулиганствующих демонстрантов (защитников природы, противников ядерного оружия и так далее), «звуковая пушка» совершенно безопасна для экипажа. В море эхо ему не грозит, к тому же установка использует неопасную низкую частоту звука. LRAD поражает противника чудовищным ревом до 150 децибел. Для сравнения: шум двигателей реактивного самолета составляет около 120 децибел, а звук выше 130 децибел вполне способен повредить слуховой аппарат человека.
Впервые устройство испытал на практике экипаж круизного лайнера Seaborne Spirit 5 ноября 2005 года, когда корабль проходил в 160 километрах от побережья Сомали, направляясь из египетского порта Александрия в Кению.
Правда, нет единого мнения, что спасло в тот раз экипаж и пассажиров от близкого знакомства с сомалийскими разбойниками – мощные современные турбины, умелое маневрирование или LRAD. Быстроходные суда под управлением умелых, инициативных капитанов и без всяких «звуковых пушек» избегают неприятных визитеров.
Россия предлагает более жесткие методы борьбы с морским разбоем, нежели либеральный Запад. В разное время на различных выставках демонстрировались целые противопиратские комплексы, куда входят загоризонтные РЛС с радиусом действия до 300 км, вертолеты Ми-171, экранопланы, развивающие скорость до 500 км/ч, патрульные катера и гражданские огневые комплексы.
Кажется, такая позиция находит понимание у правительств прибрежных государств, расположенных в регионе Южных морей и в Юго-Восточной Азии, где с преступниками, особенно пойманными с поличным, не привыкли церемониться.
Командующий вооруженными силами Филиппин заявил, что пираты представляют серьезную угрозу экономическому развитию его страны. Индонезия, Малайзия и Сингапур объединили свои усилия для «агрессивного» патрулирования проливов.
Однако, несмотря на все эти меры, пиратство испытывает подъем. И, увы, почти никто из современных пиратов не был арестован и должным образом наказан. Пока это так, пока законодательство о борьбе с пиратством несовершенно, а у военных не хватает сил обеспечить безопасность судоходства, пара добрых фугасных «подарков» с борта «купца» отвадит от незаконного промысла гораздо больше флибустьеров, чем неприятный, но не смертельный вой LRAD-а.