Уполномоченный по правам человека в Петербурге Игорь Михайлов пытается защитить права людей, оставшихся без работы в кризисный период. В частности, для обсуждения проблем мусульман он встретился с главой Духовного управления мусульман Петербурга и Северо-западного региона РФ Жафяром Пончаевым, сообщает официальный сайт омбудсмена.
Это время лучше переждать у себя, у родного очага. Мусульмане должны использовать эту возможность, чтобы не потерять связь со своей землей
На встрече говорили о судьбе многочисленных мусульман, в основном выходцев из Средней Азии, которые в результате кризиса могут остаться без работы и от отчаяния оказаться «по ту сторону закона». Отметим, что на сегодня из 4,5 миллионов жителей Петербурга около 700 тысяч – мусульмане. Многие из них приехали из-за рубежа на заработки.
«Совершенно очевидно, что кризис когда-то кончится и нам в Петербурге снова потребуются рабочие руки в прежнем количестве, – считает Игорь Михайлов. – Но сейчас это время лучше переждать у себя, у родного очага. Мусульмане должны использовать эту возможность, чтобы не потерять связь со своей землей, где веками жили их предки. Когда в Петербурге снова появится возможность честно зарабатывать, мы снова будем рады всех видеть. Сегодня же необходимо наладить грамотную помощь по возвращению всех желающих на родину».
Для этих целей в Питере будет создан временный центр помощи оставшимся без работы и желающим найти другое место или уехать на родину гастарбайтерам.
«Есть идея собрать всю информацию, которая может помочь мигрантам, в одном месте: кому-то из работодателей эти люди стали не нужны, другим, наоборот, людей не хватает, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД пресс-секретарь петербургского омбудсмена Олег Алексеев. – Что касается помощи в возвращении на родину, центр мог бы оказывать правовую и организационную поддержку. Бывает, что человек неправильно въезжал в страну, не так оформил документы, и это мешает ему вернуться обратно. Или – с этим мы тоже сталкивались не раз – человек, который приглашал их на работу – прораб или кто-то еще, – отбирает у мигрантов паспорта и держит у себя, а люди ходят с какими-то справками для предъявления милиционеру на улице. Но с этой справкой, естественно, никуда не уедешь».
Заметим, что квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Северной столице в наступившем году снижены незначительно, гораздо меньше, чем предвещали эксперты.
Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД пресс-секретарь городского управления Федеральной миграционной службы Дарья Новикова, квота на выдачу иностранцам разрешений на работу на 2009 год установлена в размере 213 863 человек для Петербурга и 39 285 человек для Ленинградской области. В прошлом году по Питеру квота равнялась 236,5 тысячам человек, по Ленинградской области – 41 тысяче.
Вместе с тем довольно значительно сокращено число приглашений трудовым мигрантам от работодателей – Петербург в этом году выдаст только 39 тыс. таких приглашений вместо 49 в 2008-м.
Представители правоохранительных органов активно поддерживают решение компаний отказаться от иностранцев в пользу россиян, поскольку уверены, что сокращение числа иностранной рабочей силы должно привести к уменьшению уровня преступности. Так, 19 января начальник ГУВД Петербурга и Ленобласти Владислав Пиотровский, подводя на коллегии итоги года, озвучил пугающую статистику: «В прошлом году мы наблюдали скачок преступлений, совершенных мигрантами. В Петербурге их число увеличилось на 25%, в Ленинградской области – на 35%. Преступления совершают как нелегальные мигранты, так и легальные, оставшиеся без работы». Чаще всего в криминальных сводках фигурируют изнасилования, совершенные гостями из-за рубежа, а также драки с холодным оружием», – уточнил генерал. Пиотровский прямо связал рост преступности с последствиями экономического кризиса.
Вторят милиционеру и в городской прокуратуре. По их данным, в прошлом году в Питере произошло 1 536 преступлений, совершенных иностранцами, в позапрошлом – на 274 меньше. 1 450 из 1 536 – на совести выходцев из стран бывшего Союза.
В то же время, по данным миграционной службы, процент гастарбайтеров, выдворяемых из Петербурга, довольно незначительный. Очевидно, потому, что процедура эта довольно сложна. В 2008 году подверглись депортации только 25 человек, в 2007-м – 19. Административному выдворению в прошлом году подверглись 410 человек.
«В отношении граждан, прибывших к нам из стран СНГ, применяется в основном административное выдворение, – рассказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь городского управления Федеральной миграционной службы (ФМС) Дарья Новикова. – Если человек совершил административное правонарушение, нарушил миграционное законодательство, например, проживает и работает в России нелегально, мы составляем на него протокол, направляем материалы в суд, и только суд может решить его судьбу. Депортация – процедура еще более сложная. Она применяется в основном против жителей стран, с которыми у нас визовый режим. В этих редких случаях мы должны высылать все материалы в Москву, и только директор ФМС может принять по ним решение. Что касается процедуры выдворения на родину, то у выдворяемых есть три варианта: первый – они летят домой за свой счет или им помогают родственники, второй – возвращение обеспечивает принимавшая их сторона: работодатель или, например, институт, в котором они учились, и третий вариант, если первые два невозможны, – выдворение происходит за счет госбюджета».
Заметим, что одновременно с новостью о создании Центра помощи гастарбайтерам появилась и другая – в Питере планируется открыть единый Центр временного содержания нелегальных мигрантов, в котором будут содержаться претенденты на выдворение.