Расследование взрыва в день Независимости в Белоруссии шло тернистым путем.
Мы для чего дактилоскопируем? С человеком может что-то произойти, потом надо его идентифицировать
В свое время милиция провела почти поголовный опрос белорусов об их алиби на время взрыва, были задержаны оппозиционеры, дистрибьюторы украинского сока «Садочек», в упаковке которого была спрятана бомба, произошла смена руководства силовых структур, зрителей концерта пытались опознать по фотографиям. Однако все эти шаги не принесли видимого результата – дело до сих пор не раскрыто.
Сейчас расследование свелось к дактилоскопированию. К этому процессу правоохранительные органы пытаются привлечь всех военнообязанных жителей Белоруссии. Официальные лица уже высказались в его поддержку.
«Я поддерживаю инициативу министра внутренних дел, которая касается дактилоскопирования всех военнообязанных граждан республики», – заявил в среду генеральный прокурор Белоруссии Григорий Василевич.
«Мы с вами все заинтересованы, независимо от политических амбиций, в том, чтобы это преступление было раскрыто», – подчеркнул генпрокурор.
Отметим, что ранее министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов заявил, что не понимает, почему белорусские граждане не хотят сдавать свои отпечатки. По его словам, массовая дактилоскопия связана не только с расследованием взрыва. При этом мотивацию он выбрал несколько странную.
«Мы для чего дактилоскопируем? Гражданин проходит службу не только же во время срочной службы, – объяснил он журналистам. – Затем он может призываться на какие-то военные сборы, и там ситуация предусматривает – тьфу-тьфу, не дай Бог, конечно, – но может что-то с человеком произойти, потом надо его идентифицировать. Вот под каким ракурсом мы рассматриваем этот вопрос».
Добавим, что МВД Белоруссии уже инициирует внесение поправок в закон «О государственной дактилоскопической регистрации». Сейчас этой процедуре подлежат граждане, призываемые на службу, но если министерство поддержат, то «пальчики откатают» у всех военнообязанных. По словам Наумова, с такой инициативой он обратился две недели назад в совет безопасности и совет министров.
Глава белорусского МВД уверяет, что изменения необходимы в том числе и для того, чтобы способствовать скорейшему раскрытию дела о взрыве в Минске.
Впрочем, пока господин Наумов оставляет без ответа вопрос, имеет ли право гражданин до принятия этой поправки отказаться от дактилоскопии.
«Есть аргументы, – говорит он. – Ведь вопрос встанет так, что вы все обсуждаете тему биометрических паспортов, и для того чтобы получить паспорт, через 2–3 года надо будет проходить обязательное дактилоскопирование».
Между тем правозащитная организация «Белорусский Хельсинкский комитет» обратилась 12 января в генпрокуратуру с просьбой обобщить практику рассмотрения жалоб граждан на незаконные действия по дактилоскопированию и дать правовую оценку подобным действиям.
Как заявили корреспонденту газеты ВЗГЛЯД в БХК, к правозащитникам продолжают поступать жалобы. Все заявители подчеркивают принудительный характер процедуры: их вызывают повестками в РОВД, военные комиссариаты и там, запугивая и угрожая, требуют сдать для исследования отпечатки пальцев и ладоней.
По мнению юристов БХК, «действия министра явно выходят за пределы предоставленных ему прав и полномочий и влекут существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным и общественным интересам».