Парк российских ВВС в течение года пополнится 34 истребителями МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ из алжирского контракта. Как пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), контракт на поставку боевых самолетов был подписан несколько дней назад, а соглашение относительно учебно-боевых машин будет заключено позже.
Срыв сделки мог произойти под влиянием французского оружейного лобби
Напомним, контракт на поставку Алжиру 34 самолетов Миг-29 (28 многофункциональных истребителей СМТ и шести учебно-боевых УБТ) был заключен Рособоронэкспортом в 2006 году. Его стоимость, по неофициальным данным, составляла около 1,28 млрд долларов. Впервые в российской практике сделка была заключена по системе trade-in: в обмен на новые самолеты Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» получала старые, снимаемые с вооружения. Однако после получения первых 15 самолетов алжирская сторона дальнейшую приемку техники прекратила, сославшись на то, что в конструкции истребителей присутствуют «старые» детали. При этом, по слухам, не обошлось без «помощи» приглашенных белорусских экспертов.
Что конкретно не устроило алжирцев – точно не известно, однако некоторые предположения возможны. Дело в том, что последний серийный МиГ-29 был построен РСК в 1998 году, с тех пор производство новых самолетов не ведется. Но с тех пор на заводах остался значительный технологический задел как в виде планеров в разной степени комплектности, так и в виде отдельных агрегатов. Даже сегодня, по некоторым оценкам, он может составлять до 30 машин. Собственно, последние 15 лет корпорация МиГ и жила в основном за счет накопленного ресурса, модернизируя и оснащая собираемые самолеты по требованиям заказчиков.
По условиям контракта, все самолеты должны были быть «новой» постройки. Возможно, при заключении договора возможность установки на самолеты деталей из задела не была специально оговорена, что и дало алжирцам повод к его расторжению. Впрочем, заказчик не мог не знать об этом обстоятельстве, из которого никто не делает секрета. Это дало некоторым экспертам повод предположить, что срыв сделки мог произойти под влиянием французского оружейного лобби (в качестве замены МиГам сейчас рассматриваются истребители Rafale). В качестве возможных французских эмиссаров фигурируют некоторые высокопоставленные чиновники и военные Алжира, ориентированные на бывшую метрополию.
Так или иначе, это было болезненным ударом по престижу российских оборонщиков. Кроме того, в результате сделки у РСК образовался долг в 30 млрд руб. (по другим сведениям – до 40 млрд), пострадал также нижегородский завод «Сокол», где производится сборка истребителей. Как заявил РИА «Новости» источник в ОПК, закупка «алжирцев» позволит РСК немного поправить дела: сумма сделки составляет 20 млрд рублей. Некоторую сумму завод получит за приведение экспортных МиГ-29 к требованиям российских ВВС: по ряду причин далеко не все импортные (в основном – французские) системы, установленные по требованию заказчика, соответствуют отечественным стандартам.
Примечательно, что новость о передаче Миг-29 в российские ВВС и сумма контракта были озвучены почти тотчас, после назначения Михаила Погосяна, генерального директора холдинга «Сухой», одного из самых успешных менеджеров российского авиапрома, одновременно и на должность гендиректора РСК МиГ. Два вечных конкурента теперь имеют единого руководителя. Однако если у «Сухого» финансовые дела обстоят более-менее нормально, то о МиГе этого сказать нельзя (см. прошлогодний материал ВЗГЛЯДа – с тех пор мало что изменилось). Тем не менее, компания оказалась в числе первых, которым была обещана твердая финансовая поддержка от государства на период кризиса: возможно, одним из ее условий было назначение Погосяна.
Два вечных конкурента теперь имеют единого руководителя
Действительно, сохранение РСК МиГ имеет смысл хотя бы по двум текущим причинам. В первую очередь, это исполнение экспортных контрактов, например, с Индией, которая намерена закупить дополнительное количество палубных истребителей в количестве двух эскадрилий для оснащения строящегося национального авианосца и резерва. Напомним, что в настоящий момент корпорация успешно выполняет контракт на поставки МиГ-29 К/КУБ для авиагруппы АВ «Викрамидатья».
Контракт содержал опцион на дополнительную поставку к 2015 году от 12 до 30 истребителей с возможным увеличением их числа до 50 единиц. Даже в случае возможного повышения закупочной цены МиГ-29К почти на 60%, до 55 млн долларов за экземпляр, о чем сообщил в воскресенье пакистанский ресурс Pakistanidefence.com. Впрочем, поскольку сообщение исходит со стороны, мягко говоря, потенциальных противников Индии, доверять ему вряд ли следует, хотя в ходе модернизации и совершенствования цена, действительно, может подрасти процентов на 15, сообщил газете ВЗГЛЯД источник в авиапроме. Единственным конкурентом (как и в Алжире) тут может быть французский палубный Rafale M. Американский F/A-18E/F слишком тяжел для легких авианосцев, а для национального Tejas, палубную версию которого еще только предстоит создать, нет подходящего двигателя.
Вторая задача – продолжение совершенствования тяжелых дальних перехватчиков МиГ-31Б. Эти уникальные самолеты сегодня имеют большое значение для обороноспособности страны. Во-первых, как мобильный резерв Специального командования, поскольку даже небольшое их количество способно значительно усилить ПВО/ПРО на угрожаемых направлениях. Во-вторых, для сопровождения стратегических бомбардировщиков Дальней авиации (ДА): как показали последние учения ДА, с этими функциями тяжелые МиГи отлично справляются.
Немаловажен и тот факт, что на сегодня на вооружении ВВС России находится 291 МиГ-29, а в мире «двадцать девятые» летают в 30 странах.
Пока командование ВВС не озвучило планы использования «реэкспортных» самолетов, хотя представители РСК утверждают, что в данной комплектации Миг-29СМТ превосходят аналогичные самолеты российских ВВС в три раза по боевой эффективности, а стоимость их эксплуатации снижена на 40%.
Ранее появлялись сообщения, что особый интерес к партии нестандартных МиГов с расширенными боевыми возможностями проявляло командование авиации ВМФ, которое хотело бы переоснастить ими один из своих полков, предположительно 689-й ИАП в Чкаловске (Калининградская обл.), который эксплуатирует сейчас изрядно полетавшие Су-27П ранних производственных серий. Но возможно и другое: 34 «алжирца» достанутся одному из пяти строевых полков ВВС РФ, эксплуатирующих машины этого типа: в Домне, Курске, Зернограде, Миллерово и Андреаполе.