Общество

24 сентября 2008, 14:13

Новая версия крушения Boeing-737 в Перми

Фото: ИТАР-ТАСС

Причиной крушения самолета Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» стал человеческий фактор. Экспертная комиссия после расшифровки черных ящиков пришла к выводу, что пилоты не справились с управлением иностранной машиной из-за отсутствия опыта. Ранее оба летчика водили только отечественные самолеты, система которых существенно отличается от иностранных. Именно поэтому их поведение в последние минуты полета было неадекватным.

Самолет Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявшего рейс Москва – Пермь, разбился в ночь на 14 сентября. В результате авиакатастрофы погибли все 88 человек, находившиеся на борту.

Методом исключения

Если будет обвинен экипаж, а все к этому идет, то виноваты будут не пилоты, а сама система организации летной работы

Сразу же после трагедии эксперты озвучили наиболее вероятную версию крушения: у самолета загорелся один из двигателей, после чего Boeing упал на землю и взорвался. Об этом свидетельствовали и рассказы очевидцев – они уверяли, что первая вспышка огня была еще в воздухе.

Однако вскоре журналисты выяснили новые подробности . Оказывается, Boeing-737 вылетел из Москвы с так называемой отложенной неисправностью: у самолета был отключен автомат тяги и не работала система TCAS.

Впрочем, после вскрытия бортовых самописцев стало ясно, что все эти версии маловероятны: самолет не загорался в воздухе, а двигатели работали до столкновения с землей.

Кроме того, в ходе расследования стало ясно, что к крушению не мог привести и автомат тяги. Эксперты по авиации уверяют, что эта система, подобно круиз-контролю в автомобиле, автоматически поддерживает заданную скорость машины. Она создает летчику дополнительный комфорт, но не является необходимой при пилотировании. Многие самолеты российского производства вообще не оборудованы автоматом тяги.

Оставался только человеческий фактор, который и подтвердила расшифровка черных ящиков.

Как сообщила в среду газета «Коммерсантъ», экипаж Boeing оказался в экстремальной ситуации после того, как ведомый диспетчером самолет, благополучно выполнив четыре разворота на «коробочке» и взяв курс на посадку, вдруг резко взмыл вверх.

Этот маневр, причина которого пока не определена, видимо, стал полной неожиданностью для диспетчера пермского аэропорта Ирека Бикбова, назвавшего действия летчиков «неадекватными и для самих пилотов». Как следует из расшифровки переговоров пилотов, о том, что машина идет вверх, они узнали из радиосообщения диспетчера. Сам по себе набор высоты вместо снижения не был опасен, тем более что пилотам Boeing с земли предложили развернуться и повторить заход. Однако выполнить команду диспетчера летчики по какой-то причине не смогли.

Запутались в показаниях приборов «иномарки»

Во вторник в «Живом журнале» появилась расшифровка последних минут диалога пилотов с диспетчером.

Диспетчер: Аэрофлот 821, удаление 13, подходите к глиссаде.
Аэрофлот 821:
6 секунд.
Диспетчер: Аэрофлот 821, подходите к курсу.
Аэрофлот 821: …

20 секунд.
Диспетчер: 821, по моим данным, набираете, … высота 900, подтвердите.
Аэрофлот 821: (пауза) Подтверждаю набор, снижаемся.
Диспетчер: Аэрофлот 821, выполняйте правый разворот на курс 360, снижайтесь 600.
Аэрофлот 821: Аэрофлот, выполняем разворот 600, 821.
Диспетчер: 821, рассчитывайте повторный заход, векторение до четвертого разворота.
Диспетчер: Аэрофлот 821, если вы не возражаете (пауза), продолжим заход.
Диспетчер: Аэрорфлот 821, курс 360, снижайтесь 600, рассчитывайте повторный заход.
Аэрофлот 821: Повторный заход, снижаемся 600, Аэрофлот 821.
Диспетчер: 821, у вас все нормально в экипаже?
Аэрофлот 821: подтверждаю.
Диспетчер: 821, понял, тогда строго выполняйте команды, рассчитывайте векторение до четвертого разворота, правый разворот на курс 360.
Аэрофлот 821: 600 на курс 360, Аэрофлот 821. 20 секунд.
Диспетчер: Аэрофлот 821, работайте с подходом…

– П...ц!!! (Крик.)

Эксперты по авиации предполагают, что, скорее всего, инцидент сбил пилотов с толку и они просто потерялись в пространстве. Во всяком случае, расшифровка переговоров летчиков об этом свидетельствует: приняв команду диспетчера об уходе на повторную посадку, пилоты начали энергично спорить между собой, куда поворачивать – влево или вправо. Победил в этом споре пилот, настаивавший на левом повороте, и машина, отклонившись от расположенной справа посадочной «коробочки», пошла прямо на жилые кварталы Перми. Самолет слишком глубоко накренился на левое крыло и сорвался в стремительное пикирование по спирали.

Пока неясно, что могло стать причиной дезориентации экипажа в воздухе, но точно известно, что пилоты не имели опыта вождения иностранных самолетов.

Так, командир борта Родион Медведев почти все свои летные часы провел в кресле второго пилота Ту-134. Переучившись на «иномарку» и потренировавшись несколько сотен часов в качестве второго пилота Boeing, он сразу стал командиром малознакомого ему судна. Его партнер Рустам Аллабердин тоже пересел на Boeing недавно, а весь его внушительный летный стаж был набран в основном на Ан-24.

Пилотов, как считают специалисты, мог сбить с толку, например, непривычный им иностранный авиагоризонт – прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. Российский авиагоризонт имеет обратную индикацию – пилот в нем видит качающийся символ самолетика на фоне неподвижного горизонта; иностранные же показывают реальный вид из его кабины – качающийся горизонт.

Летчики объясняют, что в спокойном гражданском полете, когда положение машины близко к горизонтальной плоскости, экипаж хорошо поймет любую индикацию. Но когда самолет входит в экстремальный режим с большими углами тангажа и крена, непривычный качающийся горизонт может сбить неопытного летчика с толку: правый крен ему покажется левым, а набор высоты – снижением.

Возможно, непониманием показаний иностранного авиагоризонта будет объяснена и эта катастрофа.

Кстати, по аналогичной причине в мае 2006 года разбился Airbus-320 компании «Армавиа». Пилот первого класса Григорий Григорян запутался в показаниях авиагоризонта иностранной машины.

Пилотов Boeing обучают на Як-18

Если окончательным выводом о причине крушения станет человеческий фактор, эксперты не удивятся. Они уверены, что подготовка летчиков – одна из главных кризисных проблем российской гражданской авиации.

«Пока рано делать выводы, ведь расследование еще не закончено, однако все важные факторы уже опровергли: двигатели работали, пожара не было и взрыва не было, – пояснил газете ВЗГЛЯД заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. – И если будет обвинен экипаж, а все к этому идет, то виноваты не пилоты, а та система организации летной работы, которая сейчас существует в некоторых компаниях и в отрасли в целом. Система, которая позволила посадить в кабину самолета, в котором находится не один десяток пассажиров, неподготовленный должным образом экипаж».

Дело в том, что пилотов Airbus обучают только в Европе, а Boeing – в США. Обучение очень дорогое, но оно того стоит, ведь в конечном счете от него зависит безопасность людей.

Если говорить о российских пилотах, то, по мнению Олега Смирнова, их нужно обучать по самым дорогим программам, потому что это большее количество часов тренировок на авиатренажерах.

«В России летные учебные заведения до сих пор готовят летчиков на самолетах 50-летней давности, – рассказывает Олег Смирнов. – Я на Як-18 учился 50 лет тому назад, и сейчас учат на этом же самолете!»

По словам эксперта, второй пилот Рустам Аллабердин из 8 тыс. часов налета более 7 тыс. провел на самолете Ан-24.

«Этот самолет летает в облаках не по правилам визуального полета, – говорит Олег Смирнов, – он летает, опираясь только на показания горизонта, который видит перед собой, и только в ясную погоду.

Летная работа – это прежде всего психология, там все решается в доли секунды, и у пилота все элементы действий должны быть отработаны до автоматизма. Но для этого надо иметь очень хорошую подготовку».

Кроме того, по словам летчика, в России нет органа, который отвечал бы за безопасность полетов. «Нами руководят пять государственных ведомств, но ни одно из них за безопасность полетов не отвечает, нет такого пункта в положении. Откуда же тогда взяться безопасности?»

Текст: Эмилия Казумова

Вам может быть интересно

Зеленский заявил о готовности провести выборы на Украине в течение 90 дней
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Япония отвергла сообщения об отказе использовать замороженные активы РФ

Заместитель министра финансов Японии по международным делам Ацуси Мимура опроверг сведения о том, что Токио отказывается использовать замороженные российские активы для поддержки Украины, пишет Reuters.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

«Рейтинг недружественных правительств» показал перемены в антироссийской враждебности

Германия, Британия, Латвия – так выглядит тройка наиболее недружественных по отношению к России правительств в ноябре, согласно ежемесячному «Рейтингу недружественных правительств», составленному редакцией газеты ВЗГЛЯД. В целом враждебность государств коллективного Запада к Москве в сравнении с октябрем выросла, однако есть и позитивные тенденции: Вашингтон и Прага постепенно переосмысляют диалог с Москвой.

В Совфеде предложили запретить продажу конфет с алкоголем детям

В связи с ростом популярности среди подростков шоколадных конфет с алкоголем, предлагается ввести обязательную маркировку и запрет на их продажу несовершеннолетним на онлайн-площадках, заявил член Совета Федерации Игорь Мурог.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Певица Буланова поступила в Институт современных знаний

Певица Татьяна Буланова поступила в Институт современных знаний в Минске, где ей предстоит сдавать сессию уже в январе 2026 года, сообщают СМИ.

Путин поручил принимать детей соотечественников в школы без языкового теста

Президент России Владимир Путин поддержал предложение главы СПЧ Валерия Фадеева о пересмотре порядка приема в образовательные учреждения детей соотечественников, вернувшихся из-за рубежа, если для ребенка русский язык является родным.

Путин поручил разобраться с представляющей опасность для граждан ездой курьеров

Президент России Владимир Путин заявил о необходимости урегулировать порядок движения на улицах городов, комментируя выступление члена СПЧ Марины Ахмедовой о правилах дорожного движения для курьеров.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов