Железнодорожные войска России прибыли в Абхазию в мае этого года для восстановления 50 км пути на участке Сухуми – Очамчира. Отстроенная дорога главным образом будет предназначена для транспортировки материалов, необходимых для строительства олимпийских объектов в Сочи.
Отстроенная дорога предназначена для транспортировки материалов, необходимых для строительства олимпийских объектов в Сочи
С задачей военные справились за два месяца. Кроме того, было восстановлено 20 мостов, тоннелей и других искусственных сооружений.
«Военнослужащие-специалисты будут выведены из Абхазии после торжественной церемонии сдачи отремонтированного участка железной дороги Сухуми – Очамчира в среду», – сообщил «Интерфаксу» начальник управления Абхазской железной дороги Гурам Губаз.
Приказ о выводе российского батальона с территории республики был подписан еще 21 июля министром обороны РФ Анатолием Сердюковым.
В Грузии к этому известию отнеслись достаточно сдержанно. «Вывод российских железнодорожников из Абхазии вовсе не означает смягчения позиции России в отношении Грузии. Ничего вызывающего восторг в этом нет, – заявил накануне газете «Коммерсантъ» госминистр по реинтеграции Тимур Якобашвили. – Они построили ту инфраструктуру, которая нужна была России в военных целях в этом регионе Грузии. Эти войска там вообще не имели права появляться. Вот если бы они забрали из Абхазии всех десантников и вообще всех русских военных, тогда другое дело».
По словам заместителя министра обороны Грузии Бату Кутелии, решение Москвы не обязывает к благодарности ни Грузию, ни международное сообщество.
«Россия приняла правильное решение, но, думаем, на повестке дня теперь стоит другой вопрос – они свою задачу выполнили», – сказал Кутелия.
Напомним, что сразу после ввода российских железнодорожников в Абхазию Грузия потребовала их немедленного вывода. Поддержку Тбилиси оказал генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, который заявил, что присутствие российских военных в этом регионе «вносит нестабильность в уже неустойчивый район».
«Как таковое развертывание является очевидным нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии, которые НАТО решительно поддерживает», – резюмировал Яап де Хооп Схеффер, слова которого приводит РИА «Новости».
В МИД РФ не устают подчеркивать, что миссия железнодорожных войск носила сугубо гуманитарный характер и что у военных строителей не было оружия. Более того, «решение задачи восстановления железнодорожной инфраструктуры на территории Абхазии полностью соответствовало российско-грузинским договоренностям».
Переговорный процесс по данной проблеме был запущен после встречи президентов РФ и Грузии в марте 2003 года в Сочи.
По итогам разговора двух лидеров была создана рабочая группа, вплотную занявшаяся вопросом восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию. Однако все работы были прерваны летом 2006 года в связи с вводом грузинских войск в верхнюю часть Кодорского ущелья.
Вопрос был снова поднят на февральской встрече Путина с Саакашвили.
Стоит отметить, что власти и население Абхазии восприняли участие России в восстановлении железнодорожного пути как важную гуманитарную помощь.
Как говорят в Абхазии, по отремонтированной железной дороге, в частности, можно будет вывозить инертные материалы, необходимые для строительства олимпийских объектов в Сочи (кстати, Москва планировала привлечь для возведения этих объектов не только абхазские материалы, но и абхазских строителей).