Пассажиры метрополитенов все чаще становятся невольными свидетелями драм, которые разворачиваются в подземном транспорте. Так, 1 июня в Москве на рельсах метро погибли два человека. Первый случай, по данным РИА «Новости», произошел на станции «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. Здесь под поезд бросилась женщина пенсионного возраста, спасти ее не удалось.
Метро олицетворяет спуск в бессознательное, то есть человек, спускаясь под землю, сталкивается с тем, что он от себя скрывал
Второй инцидент произошел на станции «Бибирево», где «по неосторожности» упал под приближающийся электропоезд неизвестный мужчина средних лет, личность которого в данный момент устанавливается.
«Предположительно, в одном случае речь идет о самоубийстве, в другом имел место несчастный случай», – цитирует агентство источник в правоохранительных органах.
По его словам, в результате инцидентов в воскресенье временно было остановлено движение поездов на участках «Проспект Мира» – «Октябрьская» и «Отрадное» – «Алтуфьево».
Еще два случая были зафиксированы в четверг, 29 мая. Первый из них произошел рано утром на станции метро «Октябрьская», где на рельсы по невыясненным причинам упал человек. Вечером того же дня примерно с 18.05 до 18.11 на радиальной станции метро «Парк Культуры» было снято напряжение для извлечения упавшего на рельсы человека.
Оказалось, что на рельсы, вероятно, по неосторожности, упала молодая девушка, которой помогли выбраться на станцию. Она не пострадала, сообщает агентство со ссылкой на пресс-секретаря столичного метрополитена Дмитрия Головина.
В Санкт-Петербурге весна 2008 года и вовсе принесла с собой волну тревожных инцидентов. Первый из них произошел 10 марта, когда на станции метро «Невский проспект» под поезд попала девушка, 20-летняя студентка Университета культуры и искусств Виктория Соколова. Она получила травму грудной клетки и многочисленные ранения и погибла на месте происшествия.
Затем 16 марта на станции метро «Улица Дыбенко» под поезд упал 21-летний молодой человек. Он получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался до приезда спасателей. Предположительно, инцидент был попыткой самоубийства, сообщает Фонтанка.Ру со ссылкой на пресс-службу петербургского метрополитена.
Восемь дней спустя на станции «Площадь восстания» под поезд попал неизвестный мужчина. Очевидцы происшествия утверждали, что погибший сам бросился на рельсы.
31 марта аналогичный случай был зарегистрирован на станции метро «Ладожская». На этот раз мужчину удалось спасти. По данным издания, он получил травмы средней степени тяжести и был доставлен в больницу.
В результате сотрудники петербургской подземки приняли решение о создании «памятки поведения пассажиров в различных ситуациях». Она размещена на официальном сайте учреждения.
«Мы делаем выборку из случаев, которые произошли на метрополитене за минувшую неделю по недосмотру родителей за детьми или неосторожности самих пассажиров, – пояснила газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель. – Таким образом мы напоминаем о том, что каждый пассажир должен быть внимателен к себе и окружающим людям».
Также для разъяснения техники безопасности на подземном транспорте у работников петербургского метрополитена возникла идея размещения специальных схем, рассказывающих о том, как надо вести себя при падении на пути. Однако от инициативы пришлось пока отказаться.
«Это палка о двух концах, потому что есть вероятность, что некоторые пассажиры будут использовать схемы как «инструкцию к применению», – пояснила Шавель. – В итоге мы пришли к выводу, что информация должна быть нормирована».
Похожая памятка имеется и на сайте московского метрополитена. Впрочем, оценить ее влияние на динамику самоубийств на подземном транспорте пока довольно сложно.
«За прошлый год у нас было официально зафиксировано всего три самоубийства, которые довольно разрознены по времени и не подходят под теорию о «весеннем обострении», – заявила Шавель. – Дело в том, что наша информация строится на видеонаблюдении, а расследованием инцидента занимаются уже правоохранительные органы, которые и выносят окончательный вердикт о происшествии».
По итогам текущего года, отмечает Фонтанка.Ру, из 14 случаев в петербургской подземке самоубийством в милиции считают только два.
В Москве несчастные случаи и факты самоубийства также участились в последние годы, причем с начала 2008 года в столичной подземке было зафиксировано около 10 случаев падения людей на рельсы, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на начальника московского метро Дмитрия Гаева.
«На самом деле, теорию «весеннего обострения» разделяет большинство клинических психологов, занимающихся проблемой самоубийств», – пояснила в интервью газете ВЗГЛЯД кандидат психологических наук, директор психологического центра «Диалог» Юлия Овчинникова.
По ее словам, весна действительно является сезоном обострения депрессии, несмотря на то, что в народе существует поверье, что для мрачной меланхолии и рефлексии больше подходит серая осень.
«Мой практический опыт показывает, что в этот период возрастает число обращений к психологу, – пояснила эксперт. – Дело в том, что весной человек острее чувствует контраст между природой и своим внутренним состоянием».
В итоге люди, доведенные до отчаяния, могут выбрать самые различные способы сведения счетов с жизнью, в том числе и подземный транспорт.
«Во-первых, это простой способ, во-вторых, среди незнакомых пассажиров подземки обостряется чувство «одиночества в толпе», которое может привести к ситуативному решению. Кроме того, среди горожан очень распространена фобия метро, которое олицетворяет спуск в бессознательное, то есть человек, спускаясь под землю, сталкивается с тем, что он от себя скрывал», – сказала Овчинникова.
Что касается тех людей, которые постоянно пребывают в метро по долгу службы, то для них замкнутое пространство и тусклый свет, сопряженные с большими нагрузками, тоже могут стать поводом для сведения счетов с жизнью.