Активное участие в политической жизни страны, в частности стремление к участию в выборах, обусловлено генетическими показателями и может передаваться по наследству. К такому выводу пришли американские ученые-политологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего, пишет The New York Times.
Гены некоторым образом предопределили степень нашей восприимчивости к социальным и экологическим стимулам
По данным издания, показатели явки на избирательные участки среди различных групп граждан – по возрасту, полу, национальности или уровню дохода – не укладываются в теорию поведения человека, согласно которой люди действуют из рациональных побуждений.
В результате эксперты решили исследовать политическое поведение с помощью методов генетики, которыми принято оперировать при изучении склонности к курению или гомосексуальным связям.
«Это звучит странно, возможно, так оно и есть, – пишет издание. – Но в пользу гипотезы о связи между политическими предпочтениями и генетикой существуют столь соблазнительные аргументы».
Так, между политическими предпочтениями отцов и детей наблюдается сильная связь, а проведенное учеными сравнение однояйцевых и двуяйцевых близнецов показало, что гены могут влиять на их выбор не меньше, чем социальное и психологическое влияние родителей.
Теперь же ученые из Калифорнийского университета сумели выделить особый ген, который, по их мнению, отвечает за патриотические чувства и стремление к участию в голосовании и выборных кампаниях.
По предварительным данным, люди с определенной разновидностью гена MAOA голосуют чаще, нежели те, у кого в наличии имеется другой тип этого гена. У типичных представителей первого типа, гены которых присутствуют в составе транспортера серотонина 5HTT в нейронах, имеется значительно больше склонностей к активному участия в выборах.
Исследователи Джеймс Фоулер и Кристофер Дейвз полагают, что этот процесс напрямую связан со способностью людей переносить нервное напряжение. Иными словами, в результате стресса в мозгу вырабатывается избыток серотонина, который начинает уничтожать нейроны, если его не метаболизировать.
При этом люди с «правильной» разновидностью гена MAOA и 5HTT лучше синтезируют молекулы, необходимые для ресорбации и разложения серотонина. Следовательно, они лучше адаптируются к стрессу и легче справляются с конфликтными ситуациями, которые являются неотъемлемой частью выборного процесса и формирования политической позиции.
Точно так же люди с типом A2 гена-рецептора дофамина D2 чаще вступают в партии, так как социальные установки и приверженность к определенным общественным группам зависят в том числе и от степени развития дофаминовой сигнальной системы мозга.
Результаты исследования вовсе не говорят о том, что человеческие существа подобны машинам, а лишь выдвигают версию о том, что гены некоторым образом предопределили степень нашей восприимчивости к социальным и экологическим стимулам – теория, которую стоит оберегать от политтехнологов, которые с помощью медицинских препаратов наверняка пожелают воспользоваться физическими процессами в собственных целях.
Примечательно, что несколькими месяцами ранее американские ученые из Университета Сан-Антонио установили, что активная политическая позиция благотворно влияет на человеческий мозг.
По их мнению, участие в политической жизни страны, независимо от политических предпочтений, может благотворно отразиться на общем физическом состоянии граждан.
«Когда мы слушаем речи кандидатов, а затем анализируем их, в мозг поступают данные, которые усиливает взаимодействие нейронов и скорость обмена информацией между ними, – цитирует LiveScience Staff американского невролога Джона Роуча. – Скорость этого процесса отражается на нейрохимических процессах, отвечающих за память и процесс обучения».
Сходное воздействие на человеческий мозг оказывает также разгадывание кроссвордов – процесс, который, по данным исследований, может не только стимулировать мозговую активность, но и предотвратить развитие слабоумия, особенно в пожилом возрасте.
Но самый позитивный эффект на мозг оказывает активное участие в предвыборных мероприятиях – от просмотра дебатов до участия в митингах, уверен Роуч. По его мнению, сильные эмоции, совмещенные с физической активностью, могут не только улучшить общее состояние организма, но и «натренировать» группу нейронов на быстрое восприятие и переработку информации.
Но дело не только в политике. По мнению доктора, практически любая активность, поставляющая в мозг своеобразный допинг, позволяет тренировать умственные способности, а также предотвращать развитие некоторых психических заболеваний.
Так, по данным исследования, опубликованного в 2006 году в научном журнале Psychological Medicine, у людей, которые постоянно получают и перерабатывают информацию, снижается риск умственных заболеваний, в том числе болезни Альцгеймера, на 46%.