Океанографическое судно Центра морских перевозок ВМС США Pathfinder прибыло в Эстонию с целью проведения поисковых работ, в ходе которых исследователи надеются обнаружить обломки финского самолета Kaleva, который, по версии Эстонии, был сбит советскими летчиками в 1940 году, сообщает Postimees.
События, связанные с поисковыми работами в Балтийском море, в контексте строительства North Stream – это рычаг давления на Газпром
Корабль Pathfinder находится в использовании Департамента океанографии ВМС, чьи суда в течение всего года занимаются исследованием морского дна, используя для сбора данных различные гидролокаторы.
«Наша исследовательская группа воодушевлена возможностью (участия) в поисках Kaleva и демонстрации технологических возможностей нашего автономного подводного аппарата», – заявил старший исследователь судна Марти Аммонд.
По данным агентства, история этой операция началась еще в январе 2008 года, когда министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо обратился к американскому коллеге Роберту Гейтсу с просьбой предоставить поисковое судно для обнаружения обломков финского самолета.
Помимо Pathfinder в операции, которая продлится около недели, примет участие эстонское судно Admiral Pitka, которое будет отвечать за безопасность американского корабля, сообщает Helsingin Sanomat.
«Для нас участие в поисковой операции самолета Kaleva совместно с эстонскими вооруженными силами очень интересно и увлекательно», – заявил капитан корабля Николас Холман, слова которого приводятся в материале, размещенном на сайте эстонского посольства в Вашингтоне.
По мнению капитана и по совместительству командира логистики морских перевозок, в чьем подчинении находится деятельность всех небоевых самолетов и кораблей ВМС, поиски Kaleva – это прекрасная «возможность для кооперации и укрепления и без того крепкого сотрудничества между двумя государствами».
В свою очередь атташе по культуре и связям с общественностью посольства США в Эстонии Эрик Джонсон высказал мнение, что прибытие американского судна в Таллин 26 мая стало «очень символичным», так как именно в этот день – последний понедельник последнего весеннего месяца – в Соединенных Штатах отмечается День памяти погибших в Первой и Второй мировой войне.
Финский самолет Kaleva вылетел с аэродрома Ласнямяэ в Таллине курсом на аэродром Ванта в Хельсинки 14 июня 1940 года. По версии финской стороны, через несколько минут после взлета лайнер был сбит советскими бомбардировщиками около острова Кери, в 30 км от эстонской столицы.
Все 9 человек, находившихся на борту самолета, погибли. Среди них был дипломатический курьер МИД США в Хельсинки Генри Антейл, имя которого 4 мая 2007 года было увековечено Госдепартаментом США на мраморной плите, куда занесены инициалы всех американских дипломатов, погибших на службе, сообщает радио «Маяк».
Кроме того, по ранее публиковавшейся в СМИ Эстонии информации, на борт было погружено несколько мешков с дипломатической почтой. По версии Helsingin Sanomat, письма содержали важную информацию, которую следовало вывести из Таллина в преддверии «оккупации».
Обломки корабля или останки тел погибших найти так и не удалось. С тех пор эта история была окутана множеством легенд и спекуляций. По одной из версий, самолет был тайно поднят со дна моря советской стороной, так как вскоре после гибели самолета в районе его падения, по данным радиостанции, всплыла советская подводная лодка, предположительно подобравшая ценный груз с Kaleva.
Как пояснила газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы Министерства обороны Эстонии Аэт Кукк, в этой операции, которая предположительно начнется в пятницу, эстонская сторона не преследует никаких политических целей.
«Это нормально, мы хотим найти людей, чтобы достойно похоронить их», – заверила она, пояснив, что обращение к ВМС США было обусловлено гибелью в данной катастрофе американского гражданина.
Однако по мнению российских экспертов, проведение совместной эстонско-американской операции в Балтийском море имеет явную политическую подоплеку.
«Прибалтийские страны рассчитывают укрепить свои позиции в Балтийском море, которое является сферой интересов российской стороны, в том числе из-за строительства Nord Stream, – пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – У этого события, безусловно, есть историческая подоплека, но политический контекст играет ведущую роль».
По мнению эксперта, странам Балтии сейчас необходима дополнительная внешнеполитическая поддержка, так как скоро основные потоки российских энергоносителей будут переориентированы с прибалтийских на российские порты.
«Эстонии необходимо укрепить собственные позиции, – считает эксперт. – В последнее время добиться цели через Европейский союз у них не получается из-за многочисленных демаршей о пересмотре результатов Второй мировой войны, а также нежелания ратифицировать Конвенцию о малых народах, которая является обязательной для любой европейской страны. При этом в ЕС небезосновательно полагают, что новый сосед ориентирован скорее на Вашингтон, чем на Брюссель, так что отношения между Прибалтикой и Европейским союзом уже не столь радужны, как раньше».
Примечательно, что в данный момент между представителями Эстонии и российской государственной монополии «Газпром» проходят переговоры по вопросу о повышении цен на газ.
«Прибалтийские страны заинтересованы в продлении моратория Газпрома на повышение тарифов, так что события, связанные с поисковыми работами в Балтийском море, в контексте строительства Nord Stream – это определенный рычаг давления на Газпром, и участие США в этом вопросе трудно переоценить», – заключил Дмитрий Абзалов.