Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения получили новый документ под названием «Административный регламент Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Подобные вопросы надо предавать гласности и обсуждать открыто, иначе получается, что чиновники регулируют сами себя
Документ со сложным названием, своеобразный кодекс чести, объединяет все существующие инструкции, постановления и нормативные акты, которые регламентируют отношения между инструкторами ГИБДД, водителями и пешеходами, сообщает «Интерфакс».
Например, в случае обращения пешехода или водителя за какой-либо информацией сотрудник инспекции обязан дать «разъяснения, связанные со спецификой проезда к месту расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделениям Госавтоинспекции», а также телефоны «для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и мест расположения специализированных стоянок».
В разговоре с пешеходом инспектор должен быть сдержан и спокоен, а его требования и замечания должны быть выражены «в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания».
При общении с водителями сотрудники ГИБДД обязаны сначала представиться по всей форме, назвав свое имя, фамилию, должность и место службы, а по первому требованию собеседника предъявить служебное удостоверение.
Кроме того, «кодекс» предписывает инспектору всегда быть вежливым и учтивым, обращаться к собеседнику на «Вы». А разъяснение нарушителю «сути совершенного им нарушения» должно даваться «без нравоучений, убедительно и ясно», со ссылкой на соответствующие требования нормативных документов и правил дорожного движения.
Также в документе предусмотрен ряд технических инноваций. В частности, это касается средств фото- и видеофиксации нарушений на дороге. Место расположения или режим кино- и фотокамер – стационарных или мобильных – будут утверждаться руководителями местных подразделений ГАИ.
Особое внимание в документе уделяется проблеме коррупции и взяточничества. Согласно новому административному регламенту, сотрудники дорожно-постовых служб обязаны категорически отказываться от взяток в виде ценных бумаг, наличных денег, подарков или материальных ценностей.
«Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги или иные ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг», – говорится в «кодексе».
Пока документ можно найти только на двух сетевых ресурсах структуры ГИБДД – на официальном сайте МВД РФ и странице ГИБДД Северного административного округа столицы. Дело в том, что большинство подразделений инспекции не обладают личными сайтами, – проблема, которую, согласно новому регламенту, предстоит решить в самое ближайшее время.
Впрочем, по данным агентства, о существовании документа сами сотрудники знают либо слишком мало, либо не слышали вовсе.
«Из пяти опрошенных постовых о существовании документа знал только один, но и тот читал его явно невнимательно», – пишет «Интерфакс».
По мнению экспертов, административный регламент только сотрясает воздух.
«Во-первых, проблемы коррупции должны решаться не регламентом, подзаконным актом, а федеральным законом, – пояснил газете ВЗГЛЯД председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Во-вторых, подобные вопросы надо предавать гласности и обсуждать открыто, иначе получается, что чиновники регулируют сами себя».
В российском законодательстве, а именно в ст. 290 и ст. 291 УК РФ, уже предусмотрено наказание за дачу и получение взятки, пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД ведущий юрист юридического центра Civil Law Евгений Иванов, по мнению которого новый регламент – это не более чем форма «психологического давления на сотрудников ГИБДД», в котором по большому счету нет необходимости.
«Это имитация борьбы с коррупцией, – продолжает Виктор Похмелкин. – Дело в том, что по статистике стражей правопорядка крайне редко удается привлечь к ответственности, в год, по официальным данным, их набирается не более 200 человек».
Для реальных мер по борьбе с коррупцией и взяточничеством, считают эксперты, необходима глобальная реформа и тенденция на переориентацию сотрудников Госавтоинспекции на предотвращение нарушений правил дорожного движения, а также привязка зарплаты инспекторов к аварийности и пробкам на российских дорогах.