На следующей неделе президент РФ Владимир Путин на встрече с американским коллегой Джорджем Бушем планирует обсудить проект строительства туннеля между странами, пишет британская газета The Times.
Владимир Путин намерен «навести мосты» между Россией и США во время встречи с г-ном Бушем в Сочи
Туннель, длина которого, по данным издания, составит 64 мили (102 км), пройдет под Беринговым проливом, соединив берега Чукотки и Аляски. Общая стоимость проекта оценивается в 66 млрд долларов.
Существование такого плана косвенно подтверждает тот факт, что губернатор Чукотки Роман Абрамович недавно вложил 160 млн долларов в покупку самого большого бура в мире.
По данным британского The Daily Telegraph, официально о масштабной покупке было объявлено в пятницу 28 марта. Впрочем, сам покупатель свое отношение к планам государственной важности категорически отрицает.
«Связь абсолютно надуманна», – подчеркнул пресс-атташе г-на Абрамовича Джон Мэнн, слова которого приводит издание.
По другим предположениям, высказанным немецким журналом Der Spiegel, новое приобретение хозяина «Челси» будет использовано для «улучшения инфраструктуры в окрестностях Сочи к Олимпиаде 2014». Однако и этот вариант развития событий представители губернатора Чукотки комментировать отказались.
Тем не менее, по данным The Time, представитель Кремля на минувшей неделе подтвердил, что Владимир Путин намерен «навести мосты» между Россией и США во время встречи с г-ном Бушем в Сочи.
Европейская пресса уже усмотрела в этом разговоре попытку наладить диалог между странами, отношения которых становятся все более напряженными в преддверии саммита НАТО в Бухаресте.
Примечательно, что «наполеоновские планы» России и США родом еще из позапрошлого столетия. Первый проект соединения двух государств в 1890 году предложил губернатор Колорадо Уильям Гилпин, высказав идею о строительстве моста через Берингов пролив.
За несколько лет эта идея переродилась в подземный туннель между двумя континентами, план которого был одобрен еще последним российским императором Николаем II в 1905 году, спустя 38 лет после того, как его дедушка продал Аляску США за 7,2 млн долларов. Однако первая мировая война остановила разработку масштабного проекта.
Как сообщает Russia Today, о туннеле вновь заговорили в 1990 году: проект обсуждался на крупных международных конференциях в Вашингтоне, Москве, Анкоридже, Новосибирске, Фэрбенксе, а также на конференции в ООН по глобальным проектам в Барселоне. Но реализация его была отложена на неопределенный срок из-за нехватки финансирования.
По данным The Daily Telegraph, в 1998 году Соединенные Штаты, Россия и Канада были близки к подобной сделке, но от нее пришлось отказаться из-за краха рубля.
Однако в апреле 2007 года разговоры о проекте под названием TKM-World Link зазвучали отчетливее. Как сообщало агентство Bloomberg, длина туннеля должна была составить чуть более 100 км с выходами на поверхность на двух островах Диомед в середине Берингова пролива. В строительстве туннеля тогда должны были принимать участие не две, а три стороны – Россия, США и Канада.
Запланированный подводный туннель включил бы скоростную железную дорогу, шоссе и трубопроводы, наряду с оптоволоконными кабелями.
В качестве предполагаемых российских инвесторов проекта агентство называло АО «Российская железная дорога», государственное ОАО «Единые энергетические системы» и оператора на рынке трубопроводов ОАО «Транснефть». Наряду с частными инвесторами и международными финансовыми агентствами, государственные структуры США и России получили бы под свой контроль по 25% тоннеля.
Кроме того, этот проект помог бы как Северной Америке, так и дальневосточным регионам сэкономить до 20 млн долларов в год только на электрическом потреблении.
Причем при ожидаемом объеме грузопотока в 100 млн тонн в год проект должен был окупиться за 20 лет.
Но, как отмечало издание The International Herald Tribune, подводный туннель стал бы самой простой частью проекта. Главной головной болью для обеих стран стала бы инфраструктура.
Дело в том, что от предполагаемого места начала тоннеля в России, бухты Провидения, ближайший транспортный узел находится на расстоянии свыше 1,5 тыс. километров.
Ситуация на другом берегу в целом обстоит не лучше. Аляска не имеет прямого железнодорожного сообщения ни с Канадой, ни с остальной частью США. Следовательно, общая протяженность железнодорожных путей должна была составить 6 тыс. километров между Якутском в Сибири и Форт-Нельсоном в Британской Колумбии, на строительство которых отводилось от 10 до 12 лет.
Общая стоимость проекта в 2007 году не называлась, но, по данным Bloomberg, только на строительство туннеля под Беринговым проливом планируется потратить 10–12 млрд долларов.