Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов подтвердил РИА «Новости» информацию о своем уходе с поста главы ведомства.
Я избран вице-президентом Российской академии образования. На этом посту буду заниматься своим любимым делом – наукой
«Вчера (в среду. – Ред.) я был избран вице-президентом Российской академии образования (РАО). На этом посту буду заниматься своим любимым делом – наукой», – приводит агентство его слова. Членом-корреспондентом РАО Болотов являлся уже долгое время.
Кто станет новым руководителем Рособрнадзора, пока неизвестно. Газета «Коммерсантъ» высказывает версию, что пост достанется статс-секретарю Минздравсоцразвития Любови Глебовой. Издание также приводит мнение коллег чиновника по поводу того, почему Болотов уходит в отставку: они считают, что бывшего главу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «утомили прокурорские проверки».
Как указано на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Виктор Александрович Болотов родился 5 июня 1952 года в городе Улан-Удэ. В 1975-м окончил Красноярский государственный университет по специальности «математика», затем преподавал в этом вузе, дошел до должности декана.
В 1990 году стал начальником Главного управления педагогического образования Министерства образования Российской Федерации. С 1992 по 1993 год занимал пост заместителя министра образования РФ, затем стал первым заместителем. В 1996-м был назначен заместителем министра общего и профессионального образования Российской Федерации. С 2001-го по 2004-й был первым заместителем Министра образования РФ.
13 марта 2004 года Болотов назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Главным достижением Виктора Болотова, чиновника с 30-летним стажем, на посту, который он занимал до сих пор, считают разработку концепции единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников российских школ. Правда, проект введения ЕГЭ до 2004 года он курировал, еще будучи заместителем министра образования РФ.
Он по-прежнему поддерживает введение ЕГЭ на территории России повсеместно с 2009 года. Однако эта форма оценки качества образования не должна быть единственной, уверен Болотов.
Впрочем, и с идеологом ЕГЭ, и с самой идеей экзамена спорили и продолжают спорить многие противники.
Например, до сих пор непонятно, как довольно сложный экзамен по математике смогут сдать ученики гуманитарных классов, где на этот предмет уделяется не более трех часов в неделю.
Другая сторона медали – экзамен по литературе, который, по мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, не способен оценить способности учеников.
«ЕГЭ не может в полной мере проверить знание литературы. Для проверки знаний по литературе надо искать другие формы», – цитирует министра РИА «Новости».
Система не раз давала сбои и с точки зрения конфиденциальности. Так, в 2007 году ответы к тестам госэкзамена попали в Сеть. После этого московские школьники опубликовали в Интернете открытое письмо, адресованное президенту Владимиру Путину, министру образования Андрею Фурсенко и генпрокурору Юрию Чайке.
По мнению испытуемых, продажа ответов на задания ЕГЭ становится обычным делом. Школьники требуют отмены системы ЕГЭ, так как получить готовые ответы на тест может каждый, у кого есть деньги. Некоторые из подписавших послание отмечают, что они готовились ночами, а в результате сдали тест хуже тех, кто ничего не делал.
«От ЕГЭ уже отказались в Казахстане, потому что там за несколько недель до экзаменов был скуплен Национальный вычислительный центр, – пояснила газете ВЗГЛЯД директор региональных программ Независимого института социальной политики, профессор МГУ имени Ломоносова Наталья Зубаревич. – Впрочем, качество проверки ЕГЭ в регионах и оценки, получаемые за госэкзамен, наводят на мысль, что во многих республиках и отдельных регионах задача получения нужных оценок по ЕГЭ уже сформировалась, а значит, коррупция проникла и в эту сферу образования».
Но в итоге даже главный вуз страны – МГУ имени М.В. Ломоносова – согласился принимать сертификаты ЕГЭ по русскому языку или математике – в зависимости от требований факультета.
«Правила игры еще не ясны окончательно, нам еще предстоит устранить коллизию в пересчете баллов МГУ и госэкзамена, – сказал по поводу решения Виктора Садовничего, принятого в начале этой недели, декан исторического факультета МГУ Алексей Власов. – Окончательное решение по этому вопросу будет вынесено в ближайшие две-три недели.
Что же касается нашего отношения к ЕГЭ – он стал лучше, но по многим предметам у него очень много слабостей. Но, несмотря на недовольство, главный вуз страны не может оставаться вдали от государственных изменений».